Умскул учебник стремится стать лучше! Если вы наткнулись на ошибку или неточность в нашем материале - просто сообщите нам, мы будем благодарны!
Литература

Александр Сергеевич Пушкин. Повесть «Выстрел»

9.9.2023
220

На этой странице вы узнаете

  • Кто такой этот Белкин с его повестями?
  • Пушкин ел черешню, пока в него стреляли?
  • Что символизирует картина, простреленная двумя пулями?

Давайте попробуем пофантазировать и представим, что же происходит в произведении под названием «Выстрел». Может быть, это история про войну, где один выстрел решил исход сражения? Или мы увидим очередной любовный треугольник, где кавалеры стреляются из-за прекрасной дамы?

На самом деле перед нами история многолетней мести, дуэли, затянувшейся на шесть лет. Заинтригованы? Тогда продолжим! Но сначала вспомним, откуда вообще взялась повесть «Выстрел».

Особенности цикла «Повести Белкина»

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина» — это цикл, состоящий из предисловия и пяти повестей. Вот они слева направо: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка». Все тексты были написаны в самый продуктивный творческий период — когда Пушкин сидел на карантине в свою первую Болдинскую осень. Затворничество в имении Большое Болдино было вызвано распространением холеры. Кроме «Повестей Белкина», Пушкин в это же время завершил «Евгения Онегина» и «Маленькие трагедии». Неплохие результаты для самоизоляции, верно? А что вы сделали за время недавнего карантина?

 Да уж, у Пушкина было своеобразное представление о том, чем же можно заняться во время эпидемии…

Кто такой этот Белкин с его повестями?

Иван Петрович Белкин — литературная маска, созданная Пушкиным. В предисловии к циклу есть краткое «жизнеописание» этого вымышленного автора повестей: о нем известно, что это помещик, занимавшийся в свободное время сочинительством и умерший в 30 лет от горячки. После смерти Белкина его сочинения якобы попадают к издателю, который намеревается представить их широкой публике. Использование литературной маски и образа некоего издателя помогает придать «Повестям Белкина» большее правдоподобие, приблизить историю к реальной жизни. Но на самом деле за фигурами издателя и Белкина скрывается все тот же Пушкин.

Литературная маска — особый тип литературного псевдонима, превращающий использование псевдонима в литературный прием. 

Создание литературной маски предполагает, что тексты приписываются вымышленному автору, наделенному собственной более или менее развернутой биографией, собственными личными качествами и литературными ориентирами.

С «Повестями Белкина» разобрались, пора узнать, кто же в кого стрелял. Но сначала разберемся с родо-жанровыми особенностями «Выстрела».

Род, жанр и направление произведения

РодЭпос
ЖанрПовесть
НаправлениеРеализм 

Род «Выстрела» — эпос: в произведении есть сюжет, повествующий о событиях, есть система персонажей, а сам текст написан прозой и расположен на всю ширину страницы.

Жанр повесть. Это среднее по объему произведение (между рассказом и романом), в котором дано последовательное изображение событий из жизни героев. Говоря про «Выстрел», можно просто запомнить, что произведение входит в цикл «Повести Белкина».

Произведение относится к направлению реализм, в его основе лежит объективное отображение действительности. Также в тексте много внимания уделяется причинно-следственным связям и реалистичному описанию обстановки, например, предметов быта.

Итак, самое время узнать, что это за роковой выстрел и в чем его причина.

Сюжет «Выстрела»

Глава 1

Повествование ведется от лица молодого офицера. Его армейская жизнь в местечке *** проходила однообразно. Единственным, кто выделялся в их обществе, был Сильвио — гусар в отставке, окруженный ореолом таинственности, о судьбе которого мало что было известно. Никто не знал, почему он оставил службу и поселился в «бедном местечке». Он имел сильное влияние на молодых офицеров, в том числе и на рассказчика. Однако после того, как Сильвио не вызвал на дуэль офицера, в порыве ярости бросившего в него подсвечник, репутация Сильвио ухудшилась. В те времена оставить подобные публичные оскорбления безнаказанными значило проявить трусость. История забылась, но рассказчик разочаровался в своем кумире.

Однажды Сильвио получил письмо, которое произвело на него сильное впечатление: прочитав его, он объявил, что должен уехать. Перед отъездом он решил откровенно поведать рассказчику свою историю. Он объяснил, что не вызвал на дуэль оскорбившего его офицера, потому что не имел права подвергать себя опасности, не осуществив мести над давним врагом: «Шесть лет тому назад я получил пощечину, и враг мой еще жив».

Когда-то Сильвио служил в гусарском полку и был «первым буяном по армии». Он наслаждался своей славой, как вдруг к ним в полк перевели умного, красивого и богатого человека, который поколебал его первенство, превзошел его успехи. Сильвио завидовал новому любимцу фортуны, спровоцировал его на конфликт и получил пощечину. Состоялась дуэль, противник попал в фуражку, после чего должен был стрелять сам Сильвио. Но, выведенный из себя полнейшим равнодушием соперника к смерти (тот в ожидании выстрела спокойно ел черешню), герой завершил поединок, сказав, что не хочет мешать ему завтракать. Выстрел Сильвио остался за ним как бы в качестве морального долга.

Сильвио вышел в отставку, постоянно думая о мщении. И вот подходящий момент настал: из полученного письма он узнал, что «известная особа» женится на прекрасной девушке. Сильвио решил воспользоваться этой возможностью: «Посмотрим, так ли равнодушно примет он смерть перед своей свадьбой, как некогда ждал ее за черешнями!»

Пушкин ел черешню, пока в него стреляли?

Невероятно, но такая история действительно существует! Прототипами героев «Выстрела» являются сам Пушкин и офицер Зубов, которого поэт обвинил в шулерстве, из-за чего у них состоялась дуэль. Явившись на поединок, Пушкин спокойно ел черешни, пока в него целились. Ничего не напоминает?

«…Проиграв в карты офицеру Генерального штаба Зубову, игравшему нечисто, Пушкин замечает громогласно, что нельзя платить такого рода проигрыш. Зубов вызывает Пушкина на дуэль, которая происходит за городом, в местности «Малина». Пушкин ест черешни, в то время как противник целится. Зубов стреляет первым и дает промах. Вместо выстрела, Пушкин спрашивает Зубова: «Довольны вы?»» 

Глава 2

Через несколько лет рассказчик поселился в глухой и бедной деревеньке. Он скучал, поэтому был рад познакомиться с неожиданно приехавшими соседями: четой графов Б***. Придя к ним в гости, он обратил внимание на картину, которая «была прострелена двумя пулями, всаженными одна в другую». Граф признался, что он является тем самым обидчиком Сильвио, а картина — «памятник» их последней встречи. После свадьбы графа, во время медового месяца, к нему явился Сильвио и потребовал продолжить прерванную дуэль: «Выстрел за мною; я приехал разрядить мой пистолет…» Графу стало страшно: еще бы, ведь он только обрел счастье с любимой женщиной, а тут является дух мщения из прошлого! Он стрелял первым и от волнения попал в картину. Когда начал прицеливаться его противник, вбежала жена графа Маша, умоляя его не стрелять, что вывело графа из себя: он крикнул, чтобы она перестала унижаться, а Сильвио, наконец, выстрелил. Но Сильвио уже удовлетворил свое чувство мести: «…я доволен: я видел твое смятение, твою робость, я заставил тебя выстрелить по мне, с меня довольно. Будешь меня помнить. Предаю тебя твоей совести». Уходя, он выстрелил в картину и попал точно в то же место, куда до этого стрелял граф. После этого герой уехал и погиб во время войны в Греции.

Фух, динамичный же получился сюжет, и это все на четырех страницах… Что ни говори, а Пушкин умел писать точно и кратко.

Какая же мысль заключена в этом тексте? И если коротко: о чем вообще это произведение? Пора переходить к темам и идее!

Темы и идея

Основная тема произведения — месть. Сильвио буквально живет своей местью, она становится для него смыслом существования. 

Образ главного героя-мстителя неоднозначен. По словам критика В.С. Узина, перед нами «выступает жестоко-мстительный человек, долгие годы думающий одну думу — о мести». Однако в конце повести Сильвио выступает в другой роли, как символ «восторжествовавшей правды»: «Перед нами уже не мститель, а строгий, нелицеприятный судья», «он явился сюда не как убийца, а как апологет высшей правды». Он отказывается убивать графа, в последний момент проявляет великодушие. 

В произведении также встречается тема дуэли. Это необычная дуэль, она становится не только событием, но и глубоким внутренним переживанием для героев. Исход поединка благополучен, оба героя остаются в живых и осознают для себя нечто важное. Граф понимает, как близко он был к смерти, ощущает страх от того, как легко он мог лишиться своей счастливой судьбы, своей возлюбленной, на которой он только что женился. Герой переоценивает свои моральные ценности, по-новому ощущает важность жизни, он уже не может равнодушно полагаться на случай и бесстрашно смотреть в лицо смерти. В свою очередь Сильвио понимает, насколько бесчеловечно тешить самолюбие убийством врага. Он понимает, что нельзя проявлять свою власть над другим человеком таким жестоким способом и ставит гуманность выше мести. Так в произведении проявляются мотив великодушия и мотив совести.

Идея произведения заключается в том, что одержимость местью порабощает человека, он тратит годы, живя только одной целью, и эта цель приводит к душевной узости, однобокому восприятию действительности. Человек замыкается в себе, в коконе своей угрюмости и одержимости. Великодушие и гуманность стоят выше обид и желания отомстить, и это понимает главный герой в конце произведения. Благодаря этому осознанию, конфликт между графом и Сильвио заканчивается хэппи-эндом.

А что вы думаете о поступке Сильвио: можно ли назвать благородством то, что он пощадил противника, или же его месть — издевательство, попытка удовлетворить уязвленную гордость за счет страданий других. Заслуживал ли граф такой мести?

Произведение «Выстрел» может пригодиться при выполнении задания №4 ОГЭ. Отрывок из этого произведения нужно будет сопоставить с фрагментом другого текста и проанализировать, например, как в них раскрывается тема мести. Разумеется, ваш ответ будет зависеть от того, какой именно отрывок вам попадется, однако в любом случае стоит обратить внимание на образ Сильвио. Месть стала целью его существования, он годами выжидал подходящего момента. Главный герой мстит за равнодушие графа, поэтому он не убивает графа, а пытается вызвать у него отчаяние и страх: «Посмотрим, так ли равнодушно примет он смерть перед своей свадьбой, как некогда ждал ее за черешнями!» В итоге месть оказывается совершена и Сильвио ей удовлетворен.

Детали

В этом произведении важную роль играют детали. Так, черешни, которые поедает граф, сначала подчеркивают равнодушие героя, презрение к смерти. Но они возникают в сюжете еще раз, когда Сильвио медлит с приговором и не может выстрелить в безоружного человека: «Жалею, — сказал он, — что пистолет заряжен не черешневыми косточками… пуля тяжела».

Что символизирует картина, простреленная двумя пулями?

По мнению В.С. Узина, картина со следами пуль выступает символом рока, напоминанием о смерти: «…вовсе не требовалось, чтобы Сильвио лишил графа жизни; с него достаточно было, что граф смутился, что он узрел руку неумолимой судьбы, готовой каждую минуту нанести удар. И эта простреленная картина на стене — как роковое memento». Эта картина еще одна важная деталь.

Тема дуэли может попасться в сочинении №6 ЕГЭ по литературе. Стоит упомянуть о том, что дуэль растянулась на много лет и была местью Сильвио. С помощью психологизма автор передает состояние героев, страх графа: «Я почувствовал, как волоса стали вдруг на мне дыбом». Также стоит описать результат дуэли: Сильвио выстрелил в картину, которая стала напоминанием о его мести и символом ценности жизни для графа: «Будешь меня помнить. Предаю тебя твоей совести».

А теперь познакомимся поближе с персонажами произведения, чтобы понять их характеры. Начнем с главного героя.

Ключевые образы

Сильвио

Имя: Главный герой — Сильвио — «кажется русским, но носит иностранное имя». Необычное имя героя намекает на его исключительность, придает ему загадочности.

Возраст: около тридцати пяти лет.

Характер: Обладает крутым нравом и злым языком, угрюм. Он сильная личность, «привык первенствовать», «мало уважает чужое мнение». По словам критика А.С. Искоза, Сильвио одинок, ревниво относится к своему главенству, он «несчастный страдалец», у которого «трагическая душа»: «Таким людям ведома лишь тень душевного покоя, и то ненадолго слишком уж шатко их душевное равновесие». А.С. Искоз считает, что основной грех Сильвио «заключается в той узости душевной, которая проявляется в одностороннем стремлении к какой-нибудь цели». Этот герой обладает многими чертами «лишнего человека»: он одинок, разочарован, расчетлив и холоден. В то же время Сильвио похож на романтического героя: он не удовлетворен действительностью, выделяется из общества и оказывается в исключительных обстоятельствах, ведь его дуэль растянулась на шесть лет. Кроме того, у героя трагическая судьба: он долгое время живет мечтами о мести, а в конце произведения становится известно о его гибели в Греции.

Положение в обществе: военный в отставке, живет «бедно и расточительно».

Граф

Имя: имя героя не указано в произведении, обозначается лишь его социальный статус.

Возраст: лет тридцати двух.

Характер: Это приятный в общении человек, «бешеной веселости», «беспечной храбрости». По словам все того же литературного критика А.С. Искоза, «антитезой Сильвио является столь симпатичный Пушкину молодой повеса, весело и беззаботно упивающийся жизнью…»

Положение в обществе: в отличие от Сильвио, граф знатен и богат, имеет успех в обществе.

Рассказчик

Имя и возраст неизвестны.

Характер: Это молодой, романтически настроенный юноша, часто он ведет себя по-детски, например, пытается вести себя развязно перед графом и его женой, чтобы не выдать свое смущение.

Положение в обществе: небогатый армейский офицер.

Критика

Сейчас многие с удовольствием читают «Повести Белкина», ведь они небольшие по объему и захватывающие. Но как отнеслась к этим текстам критика?

Великий литературный критик В.Г. Белинский в целом негативно отнесся к «Повестям Белкина»: «они не художественные создания, а просто сказки и побасенки; их с удовольствием и даже с наслаждением прочтет семья, собравшаяся в скучный и длинный зимний вечер у камина; но от них не закипит кровь пылкого юноши, не засверкают очи его огнем восторга; но они не будут тревожить его сна нет после них можно задать лихую высыпку». Однако о повести «Выстрел» он был более лестного  мнения: «Из повестей, собственно, только первая, «Выстрел», достойна имени Пушкина…»

Критики В.С. Узин и А.С. Искоз много писали о главном герое произведения. Искоз обращает внимание на то, как идея мести порабощает сильную и трагическую душу Сильвио, приводит к «душевной узости». Узин тоже отмечает одержимость Сильвио, однако показывает, что во время дуэли герой становится символом судьбы, восторжествовавшей справедливости.

На этом мы заканчиваем наш разговор о повести А.С. Пушкина «Выстрел». Если вас покорило то, как быстро развивались события в этом тексте, советуем посмотреть статью про «Капитанскую дочку». Это невероятно насыщенное происшествиями произведение поможет вам открыть новые грани творчества автора. До скорой встречи!

Термины

Деталь (художественная деталь) — выразительная подробность, которая выступает средством создания художественного образа.

Конфликт — столкновение противоположных взглядов действующих лиц в сюжетных художественных произведениях. 

Повесть — жанр литературы, относящийся к роду эпоса. Среднее по объему произведение (между рассказом и романом), в котором дано последовательное изображение событий из жизни героев.

Психологизм это метод, который заключается в описании внутреннего мира персонажей, их психологических характеристик и мотивации действий.

Реализм — направление в литературе и искусстве, получившее развитие в России в XIX веке, в основе которого лежит правдивое и достоверное представление жизни.

Символ — многозначный образ-знак, имеющий переносное значение. 

Эпос — род литературы, для которого характерно сюжетное повествование о событиях.

Фактчек

  • Род произведения — эпос, жанр — повесть, а направление — реализм.
  • Главная тема и проблема произведения — месть, основной конфликт развертывается между графом и Сильвио.
  • Идея произведения заключается в том, как сильно месть влияет на личность человека, деформирует его и подчиняет себе.
  • Важную роль в тексте играют детали: черешня и простреленная картина это не просто образы, они являются символами.
  • Образ главного героя многозначен: с одной стороны, это жестокий человек, одержимый идеей мести, с другой — он выступает как символ восторжествовавшей справедливости.

Проверь себя

Задание 1.
Где был создан «Выстрел»?

  1. В Петербурге
  2. В Болдино
  3. В Царском селе
  4. В Москве

Задание 2.
Кем является Белкин?

  1. Автором повестей.
  2. Литературной маской.
  3. Издателем.
  4. Реально существовавшим помещиком.

Задание 3.
Кто стрелял первым во время дуэли?

  1. Граф
  2. Сильвио
  3. Они стреляли одновременно
  4. Рассказчик

Задание 4.
Что сделал Сильвио, перед тем как уйти из дома графа?

  1. Демонстративно съел черешню.
  2. Выстрелил в воздух.
  3. Выстрелил так, чтобы пуля прошла рядом с головой хозяина.
  4. Выстрелил в пейзаж, изображающий виды Швейцарии.

Задание 5.
Кто такой рассказчик?

  1. Лучши й друг Сильвио.
  2. Друг графа.
  3. Военный, знакомый и с графом, и с Сильвио.
  4. Литературная маска.

Ответы: 1. — 2; 2.  — 2; 3.  — 1; 4.  — 4; 5.3.

Понравилась статья? Оцени:
Читайте также:

Читать статьи — хорошо, а готовиться к экзаменам
в самой крупной онлайн-школе — еще эффективнее.

50 000
Количество
учеников
1510
Количество
стобальников
>15000
Сдали на 90+
баллов