Поэзия второй половины ХХ века. Философская лирика: И.А. Бродский «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку…», В.С. Высоцкий «Песня о друге»
На этой странице вы узнаете
- Кто такие «кухонные философы»?
- Как Иосиф Александрович Бродский предсказал появление карантина?
- Какова формула идеального друга по мнению Высоцкого?
В предыдущей статье мы с вами разобрали особенности лирики второй половины ХХ века и познакомились с двумя стихотворениями из гражданской лирики. Если вы еще не читали эту статью, то скорее познакомьтесь с ней: «Поэзия второй половины ХХ века. Основные темы. Гражданская лирика: А.А. Вознесенский «Реквием», Е.А. Евтушенко «Цветы лучше пуль».
Сегодня мы с вами посмотрим на философские стихотворения. Почему один из поэтов этого времени писал о том, что не стоит выходить из комнаты? В чем заключалась суть настоящей дружбы? Давайте со всем разбираться.
Философская лирика
В прошлый раз мы с вами поговорили, что лирика второй половины ХХ века характеризуется осмыслением опыта прошлых лет. Эти рассуждения практически никогда не обходились без темы смысла жизни и места человека в мире. Так называемые «вечные проблемы» никто не отменял!
Философская лирика описывала новые нравственные идеалы и ценности людей, которые творили уже новую, свободную историю. Хотя, конечно, представления о будущем у каждого поэта было свое. Кто-то придерживался пессимизма, кто-то оптимизма, а кто-то даже безумства.
Однако не будем долго затягивать, давайте скорее посмотрим на стихотворения философской лирики.
Иосиф Александрович Бродский «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку…»
Направление | Нет четкого направления |
Род | Лирика |
Жанр | Стихотворение |
И.А. Бродский — русский и американский поэт и обладатель Нобелевской премии по литературе. Автор часто стремился к обновлению русского языка через разные эксперименты.
Сегодня мы поговорим об одном из самых известных его стихотворений. Его часто можно встретить на сувенирах, а среди литературоведов эта фраза — «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку» — нередко используется в качестве мема.
В чем шарм этот лирического произведения?
Стихотворение Бродского можно трактовать по-разному. Каждый читатель находит в нем свою идею и историю, однако мы с вами познакомимся с его классическим анализом. В этом случае «классический» не значит «скучный», будьте уверены.
Тематика
- Бессмысленность жизни притворства.
Лирический герой Бродского верит в бессмысленность жизни, в которой он живет: «За дверью бессмысленно все, особенно — возглас счастья». В чем причина такого мнения? В двойных стандартах.
Немного поговорим об историческом контексте стихотворения. Во времена СССР критика правительства была запрещена, а нарушение этого закона могло привести в лучшем случае в тюрьму.
Кто такие «кухонные философы»? Если в обществе опасно было говорить о своем недовольстве по поводу государственного режима, то дома такие разговоры проводились часто и только в самом узком кругу людей. Чаще такие «собрания» велись на кухне, и вскоре возникло даже одноименное явление — «кухонные философы». |
Из-за постоянного страха и недоверия к собственному окружению человек был вынужден придерживаться одиночества. Только дома, в своей комнате он мог почувствовать себя в безопасности.
В стихотворении «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку…» лирический герой говорит о бессмысленности такой двойной жизни. Это вам не «Ханна Монтана», где притворяться другим человеком было во благо творчества.
Для автора смешон человек, который на маленькую зарплату нанимает такси или принимает у себя в доме девушку, с которой не состоит в браке: «…А если войдет живая милка, / пасть разевая, выгони не раздевая». Поэта раздражает равнодушие окружающих людей, которых совсем не смущает такое положение вещей.
Бродский предлагает обществу слиться «лицом с обоями», похоронить себя заживо. Если они не готовы бороться и с легкостью принимают угнетающие законы, их мало что отличает от предметов мебели, которые просто стоят в разных частях комнаты: «Что интересней на свете стены и стула?»
Милка — горячо любимая женщина, возлюбленная.
- Мир и человек в нем.
Эта тема тесно связана с предыдущей. Бессмысленность окружающего мира замыкает человека в себе, заставляет запереть не только свое тело, но и свои мысли. Проще говоря, если ты остаешься в комнате — значит, тебе не придется думать о посторонних вещах во внешнем мире. Все, что привлекает внимание — предметы декора.
Строчка «Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку» указывает на безразличие людей по отношению к действующему режиму власти. Зачем бороться за свободу и покидать свою комнату, которую ты получил от государства, если тебе все нравится? Незачем, поэтому Бродский и призывает остаться людей в «четырех стенах».
Как Иосиф Александрович Бродский предсказал появление карантина? Он уже в ХХ веке призывал оставаться дома и спасаться даже от вируса: «Запрись и забаррикадируйся / Шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса»! Но для чего? Бродский помещает своего героя в замкнутое пространство, в котором время как будто остановилось. Это комната без окон, но с большим, даже угнетающем количеством мебели. Такой интерьер используется намеренно, чтобы показать усталость от жизни, ее бессмысленность. Чем-то напоминает карантин 2020 года, да? |
- Осознанное одиночество и потеря личности.
У лирического героя нет собеседника, он не нуждается в нем. Стихотворение уговаривает остаться в комнате, убеждает в необходимости этого места.
В стихотворении есть фраза: «…И вообще инкогнито / эрго сум». Она является отсылкой к формуле философа Декарта — «мыслю, следовательно, существую». Автор намеренно убирает слово «мыслю» и вставляет «инкогнито».
Версия Бродского звучит так: «неизвестен, значит, существую». Неизвестен миру, правительству и обществу. Лучше остаться в своей комнате, никем и ничем не взволнованным, оторванным ото всех и от всего. Проще быть в одиночестве, потеряв свою личность, нежели бороться за свободу и, возможно, получить наказание.
Конечно, это мысли с точки зрения людей, над которыми Бродский иронизирует. На самом деле действовать нужно наоборот. Об этом мы поговорим с вами чуть дальше.
Средства выразительности
Средство выразительности | Пример | Значение |
Метафоры | 1) «ты написал много букв; еще одна будет лишней», «слейся лицом с обоями», 2) «Запрись и забаррикадируйся / Шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса». | 1. Описание потери индивидуальности и сливание с комнатой. Лирический герой призывает отказаться даже от творчества. 2. Описание затворничества. |
Анафора | «Не выходи из комнаты» | С помощью этого приема фраза становится не просто убеждением, а повторяющейся молитвой, переходящей в приказ. |
Риторические восклицания и вопросы | «Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?», «Не будь дураком!» | Эти средства создают образ реального диалога с читателем, кажется, что автор обращается лично к каждому человеку. |
Олицетворение | «О, пускай только комната / Догадывается, как ты выглядишь» | Автор намеренно оживляет предметы интерьера, тем самым демонстрируя человеческую безнравственность и убогость. |
Идея
Что такое свобода? Хочется вспомнить Эрена Йегера из «Атаки Титанов», мы понимаем, но давайте сегодня без него.
Стихотворение «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку» заставляет задуматься о настоящей и мнимой свободе. Иногда людям нужно остановиться, хотя бы на мгновение, и подумать о мире, где они живут. Действительно ли они делают то, чего хотят на самом деле? Это их выбор, или это решение навязал им кто-то еще? Важно хотя бы временами задаваться такими вопросами.
Часто человек просто примиряется с действительностью и не пытается даже подумать о ее безрассудности. В таком случае он часто теряет себя, заглушает в себе уникальные черты характера и личности. Нередко такие ситуации приводят к одиночеству и замыканию, что очень негативно влияет на жизнь человека. Важно научиться слушать себя и голос своего разума.
Владимир Семенович Высоцкий «Песня о друге»
Направление | Модернизм |
Род | Лирика |
Жанр | Стихотворение |
Стихотворение относится к той самой «громкой» поэзии шестидесятников, о которой мы говорили в предыдущей статье. Об этом свидетельствует открытость лирического героя и его максималистские идеи. Посмотрим на них.
Тематика
- Дружба.
Высоцкий показывает, как можно узнать настоящий характер человека благодаря его поступкам. Лирический герой призывает читателей вести своих новых знакомых в гору, ведь именно там сложные испытания приходится проходить вместе: «Если сразу не разберешь, / Плох он или хорош, — / Парня в горы тяни — рискни».
В зависимости от поступков человека в затруднительных ситуациях можно понять, какой он друг на самом деле.
- Слабость духа.
В стихотворении «Песня о друге» «плохой» друг сдается при первом же препятствии: «Если сразу раскис — и вниз», тем самым проявляя слабость духа. Все, что он может — находиться в зоне своего комфорта, не желая расширять свои границы и учиться чему-то новому. Этот герой — действительно плохой друг, так как он с легкостью может предать другого человека: «Значит рядом с тобой — чужой, / Ты его не брани — гони».
- Преодоление себя.
Добиваться больших целей на самом деле не так просто, да? Вспомним хотя бы экзамены. Чтобы сдать что-то на хороший балл, нужно постоянно совершенствоваться, ошибаться и учиться на своих промахах. При этом важно не забывать о своей семье и друзьях, которые остаются с вами и поддерживают вас.
Об этом и говорит лирический герой стихотворения Высоцкого. Если человек преодолевает все препятствия, не жалуясь на них и идя дальше, и при этом он не забывает о своих близких — он достоин считаться настоящим другом: «А когда ты упал со скал, / Он стонал, но держал <…> Значит, как на себя самого, / Положись на него». Для таких людей и награда щедрая — вершина горы, а если точнее — достижение успеха.
Какова формула идеального друга по мнению Высоцкого? Упорство, смелость и верность. Лирический герой говорит: «Плох он или хорош, — / Парня в горы тяни — рискни!». Горы становятся символом трудностей и испытаний, которые проходят люди на своем жизненном пути. Настоящий друг это тот человек, который может помочь и поддержать в сложных ситуациях, не боясь никаких трудностей. По мнению Владимира Семеновича Высоцкого, формула идеального друга выглядит так: |
Символ — образ в литературе, заключающий в себе множество значений, количество которых не ограничено и часто связано с личным восприятием читателя.
Средства выразительности
Средство выразительности | Пример | Значение |
Эпитеты | «стоял хмельной», «хмур и зол, чужой» | Описание слабого духом человека. |
Метафоры | «в связке одной с тобой» | Отражение сути дружбы — взаимовыручка и помощь. |
Междометия и жаргонизмы | «если парень в горах — не ах», «если сразу раскис — и вниз» | Передача эмоциональности стихотворения. |
Идея
Высоцкий показывает, в чем суть настоящей дружбы — в поддержке в трудные времена. Если вы хотите быть хорошим другом, то поддерживайте своих друзей, когда им необходима помощь. Как говорится, друзья познаются в беде! Только достойные и внимательные поступки заслуживают доверие человека.
Термины
Эпитет — троп, представляющий собой художественно-образное определение какого-либо предмета или явления.
Метафора — наделение одного объекта свойствами или признаками другого; скрытое сравнение.
Олицетворение — троп, который представляет собой наделение неживых предметов свойствами одушевленных существ.
Жаргонизмы — слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой.
Риторический вопрос — утверждение в форме вопроса, не требующее ответа.
Риторическое восклицание — эмоциональное утверждение определенной мысли.
Фактчек
- И.А. Бродский — русский и американский поэт и обладатель Нобелевской премии по литературе. Автор часто стремился к обновлению русского языка через разные эксперименты.
- Стихотворение И.А. Бродского «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку…» связано с историческим контекстом. Из-за запрета на критику власти СССР, люди могли быть откровенны, только находясь у себя дома. Бродский иронизирует над таким стилем жизни, где люди не жалуются на отсутствие свободы.
- Лирический герой стихотворения «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку» говорит о потере личности в процессе принятия неидеальной реальности. Человек мирится с существующими правилами, тем самым замыкаясь в себе и погружаясь в осознанное одиночество.
- В стихотворении В.С. Высоцкого «Песня о друге» говорится о важных чертах характера для настоящего друга — упорстве, смелости и верности. Если человек при походе в горы не боится препятствий и не бросает вас в беде — то он хороший товарищ.
Проверь себя
Задание 1.
Какая тема описывается в стихотворении «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку…»?
- любовь к дому
- мир и человек в нем
- патриотизм
- дружба
Задание 2.
Какая идея стихотворения «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку…»?
- Нужно задумываться о настоящей свободе.
- Нужно чаще убираться в квартире.
- Нельзя осуждать людей за их материальное положение.
- Не нужно заниматься творчеством.
Задание 3.
Куда лирический герой стихотворения «Песня о друге» призывает позвать друга?
- в горы
- к нему домой
- на чашечку чая
- в гости
Ответы: 1. — 2; 2. — 1; 3. — 1.