Умскул учебник стремится стать лучше! Если вы наткнулись на ошибку или неточность в нашем материале - просто сообщите нам, мы будем благодарны!
Литература

«Преступление и наказание» — вредные советы по убийству. Часть 2

23.11.2022
1361

На этой странице вы узнаете

  • К какому типу людей по распределению Раскольникова вы относитесь?
  • Что делают старухи в кошмарах главного героя? 
  • Почему Санкт-Петербург — «душный»?

Время достать из комода Священные Писания и успокоительные, потому что сегодня мы заглянем во внутренние миры главных героев. Предупреждаем, что там довольно мрачно и темно, но изредка в уголках мелькает свет, так что проследуем за ним. 

Твари дрожащие или право имеющие 

Кто-то сдает на права, кто-то за них борется, а кто-то выдвигает по ним теории. Настала пора поговорить об одной из самых горячо обсуждаемых тем в русской литературе — о теории Раскольникова. 

Бывший студент разделяет людей на два типа: «твари дрожащие» и «право имеющие». Раскольников считает, что к пути всеобщего блага можно прийти, только если избавиться от «бесполезных» меньшинств. К этой теории его подталкивает окружающая нищета, которая разрушает не только его жизнь, но и жизнь его семьи. 

Однажды он пишет статью, где отстаивает права «выдающихся» людей, которым разрешается совершать преступления, если они помогут достичь всеобщего блага. 

Поэтому если бы Макс Корж начал петь «Есть два типа людей‎», то Раскольников ‎подхватил бы как «…низкие и выдающиеся!». ‎Немного не в рифму, но простим герою, все-таки он еще студент. 

Давайте разберемся, кто есть кто. 

«‎Твари дрожащие» —‎ это тип людей, которые не готовы бороться за лучшую жизнь. С точки зрения «право имеющих» они, условно говоря, удобный материал для достижения целей. Они послушные, ими легко манипулировать. 

«‎Право имеющие» — это исключительные личности, способные на радикальные изменения. Они готовы переступить через кровь ради достижения своих целей. «‎Право имеющие»‎, чтобы прийти к лучшей жизни, разрушают настоящее.

К какому типу людей по распределению Раскольникова вы относитесь?

Чтобы вы могли разобраться, к какой категории людей вас отнесет Раскольников, предлагаем пройти небольшой тест:

Раскольников пытается доказать самому себе, что он был рожден исключительным человеком, поэтому и совершает убийство. Но как бы ни была хороша эта теория, она не находит практического применения в жизни. Герой не учел того, что старуха-процентщица была только верхушкой пирамиды зла и несправедливости, и если от нее избавиться — глобально мир не изменится. 

Иногда хочется допустить, что весь этот сложный мир — всего лишь сон. Стоит только пробудиться и все будет в порядке. Увы, так не работает. 

Тем не менее раз уж тема зашла про сны — давайте обсудим их. 

Страшнее убийства только сны 

Вам снились кошмары? Жуткое состояние. Просыпаешься утром за пару минут до будильника, в голове до сих пор мелькают жуткие образы, а перед глазами уже первые лучи солнца. Вроде бы здорово вернуться в безопасность, только вот сон словно просачивается в реальный мир. 

Сны — один из любимых приемов психологизма Достоевского. Благодаря им мы лучше понимаем внутреннее состояние героя или его скрытые мотивы. Кошмаров у Раскольникова всего было пять. 

1. Сон о забитой лошади или о «забитой кляче‎»

В начале романа Раскольников долго сомневается насчет убийства и не может принять окончательного решения, поэтому ему снится первый кошмар. В нем они с отцом отправляются в церковь и проходят мимо кабака, «всегда производившего на него неприятнейшее впечатление и даже страх». 

Два разных мира, светлая религия и пошлое пьянство, соседствуют и соревнуются друг с другом, как добро и зло в душе Раскольникова: «…пробивается он сквозь толпу <…>, обхватывает ее мертвую, окровавленную морду и целует ее…»

Главный герой наблюдает, как пьяницы избивают лошадь. Раскольников хочет помочь ей, но животное, запряженное в тяжелую телегу, убивают прямо на его глазах. Лошадь символизирует чистую душу главного героя и его способность к состраданию, так как на самом деле он не хочет совершать преступления и быть жестоким. 

2. Сон об Африке

Оазис, прекрасный пейзаж, голубая прозрачная вода… Похоже на описание летнего отпуска, о котором многие мечтают. Не хватает только удачно законченной школы и полюбившегося «Преступления и наказания‎»‎ рядом, чем не рай? Только не для Раскольникова. 

Сон об Африке снится герою накануне убийства. Его душа пытается оградить его от преступления, однако Раскольников наглухо закрывает уши. Внутренне герой стремится к чистому и прекрасному: «Ему все грезилось, и все странные такие были грезы: всего чаще представлялось ему, что он где-то в Африке, в Египте, в каком-то оазисе…» У Раскольникова был шанс выбрать другой путь, но чуда, увы, не случается. 

3. Сон об Илье Петровиче 

Ночь, улица, фонарь… полиция. Не ожидали? Раскольников тоже. 

Сон о полицейском приходит к герою в бреду. Илья Петрович посещает дом Раскольникова и жестоко бьет его хозяйку: «он и вообразить не мог себе такого зверства».

Раскольников хочет помочь старушке, однако не может. Страх, что его уже подозревают в убийстве, оказывается выше его моральных ценностей: «страх, как лед, обложил его душу». Зло оказывается выше Раскольникова. 

4. Сон о смеющейся старухе 

Никому не желаем таких кошмаров, как этот сон. 

Раскольников возвращается в квартиру старухи-процентщицы и пытается снова ее убить. Раз удар, два, три… бесполезно. Вместо тишины — зловещий смех: «с каждым ударом топора смех и шепот из спальни раздавались все сильнее и слышнее, а старушонка так вся и колыхалась от хохота».  

Раскольникова одолевает ужас, он выбегает из квартиры и встречается взглядом со множеством людей. Они молча смотрят на него и ждут дальнейших действий. Глаза, словно все уже все знают, и для Раскольникова наступает провал. 

Что делают старухи в кошмарах главного героя? 

Доказывают провал Раскольникова. Провал не только убийства, но и его теории. В этом сне мы понимаем, что эксперимент главного героя не удался. Он не спас мир во благо других людей, а полученные деньги уходят в никуда. Раскольников погубил не только старуху и ее сестру, но и собственную душу. 

5. Сон о конце света 

Когда Раскольников оказывается на каторге, ему снится сон о мировой язве. Все люди заражены страшной болезнью и вот-вот погибнут. Жестокое человечество плодит ужас и катастрофы: «Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе». Исключения — люди, которые несут доброту и чистоту. 

Раскольников болен этой язвой, но постепенно лечится от нее. Таблеткой против зла становится Сонечка, его духовная наставница. Героиня несет принципиально другую идею о сострадании и жертвенной любви, и это помогает Раскольникову встать на верный путь. 

Сны Раскольникова:

О лошади— Изображение внутренней борьбы.
— Надежда на победу чистой души. 
Об Африке— Попытка души предостеречь от убийства. 
— Внутреннее стремление к прекрасному.
Об Илье Петровиче— Страх оказаться пойманным.
— Поражение моральных ценностей.
О смеющейся старухе— Провал теории.
— Муки совести.
О конце света— Изображение «болезни» души. 
— Надежда на исцеление. 

С Раскольниковым все ясно, но что насчет других персонажей? Заметили ли вы разнообразие взглядов и убеждений среди героев? Давайте обсудим. 

Полифонизм Достоевского

Полифония — это особенность повествования, которая заключается в разнообразии и самостоятельности точек зрения в произведении. 

Мы все разные люди, поэтому и отношения, например, к ТикТтоку, Моргенштерну и булочкам у всех неодинаковые. Хотя и нельзя сказать, что точек соприкосновений никогда не бывает, верно? 

Такая же полифония звучит и у Достоевского. Разные взгляды сталкиваются друг с другом как в словесных поединках, так и в простых разговорах. Давайте вслушаемся в эти голоса. 

1. Правда Сони Мармеладовой

Правда героини заключается в искренней вере в Бога и любви к людям. Сонечка умеет сострадать и сопереживать человеку, что отличает ее от других персонажей романа. Несмотря на все трудности, которые девушка испытывает на своем жизненном пути, героиня сохраняет чистоту души и доброту. 

Все ее поступки исходят из искренней любви. Она помогает Раскольникову встать на истинный путь и раскаяться в содеянном. Именно благодаря ее поддержке главный герой сумел обрести надежду на спасение. 

2. Теория «целого кафтана» Петра Лужина

Эта теория говорит о том, что в первую очередь нужно думать о собственном благополучии, а не об окружающих. Главная цель Лужина — получение максимальной выгоды из своего положения, ведь только так он сможет сохранить красоту своего «кафтана».

Герой считает, что если он будет делиться с другими людьми, то в конечном итоге они останутся ни с чем: «выходило то, что я рвал кафтан пополам, делился с ближним, и оба мы оставались наполовину голы»

3. Теория о «бедных женах» 

Петру Лужину принадлежит еще одна теория. Он считает, что лучшая жена — это бедная девушка из малообеспеченной семьи. Если на ней жениться, то она будет считать своего мужа настоящим спасителем. 

Именно благодаря этой теории он заинтересовывается в сестре Раскольникова: «такое-то существо будет рабски благодарно ему всю жизнь».

4. Теория Свидригайлова

Если бы у героев был девиз, то у Свидригайлова он бы звучал как «живу в свое удовольствие». Теория этого героя похожа на теорию Раскольникова. Свидригайлов считает, что зло, сделанное ради благой цели, не считается преступлением. 

Ради достижения корыстных целей он готов на любые поступки. Свидригайлов давно потерял смысл понятия морали: даже образ ребенка, символ невинности и чистоты, в его снах становится пошлым.

5. Теория «Малых дел» Разумихина

Друг Раскольникова — сторонник уничтожения социального неравенства. Разумихин считает, что каждый человек должен вносить свой вклад в развитие всеобщего блага. Он надеется на лучшее будущее для бывших крепостных крестьян, которые вступают в новую жизнь.

Разумихин очень критически относится ко времени России, когда в стране еще не было отменено крепостное право. 

6. Теория Порфирия Петровича

Порфирий Петрович, который первый догадывается о преступлении Раскольникова, тоже имеет свою теорию. Он считает, что ни одно преступление не может быть оправдано благими намерениями. 

Все люди для него равны перед законом, и любые преступники, какие бы великие цели они ни преследовали, должны быть наказаны. 

7. Прощение Мармеладова

Отец Сонечки полностью потерял человеческий вид из-за своего запоя. Несмотря на это, он верит, что все равно рано или поздно Бог простит его. Мармеладов не считает себя виновником ситуации, наоборот. Он даже недоволен недостаточной жалостью со стороны жены, которая бьет его из-за пьянства.

Мармеладов сам считает себя «свиньей», однако продолжает употреблять спиртные напитки для того, чтобы заглушить свои страдания и, возможно, совесть.

Самостоятельность героев

Мы уже привыкли, что все в произведении подчинено авторской позиции. Вот, например, в «Войне и мире» жизнь персонажей зависит от желания Толстого. Если ему кто-то не нравится — увы, смерть.

В романе Достоевского дело обстоит иным образом. Поступки героев не подчинены автору, персонажи действуют сами по себе. Это авторский прием, который придает истории реалистичности. Если бы всем управлял Достоевский, то роман получился бы куда более поучительным. 

В идеальной версии произведения Раскольников должен был бы отправиться на каторгу и сразу же понять свои ошибки, мгновенно раскаяться и стать хорошим человеком. Этого не происходит, потому что жизнь намного сложнее, и Достоевский это понимает. 

Автор показывает настоящие характеры героев, и у него нет четкого негативного или позитивного отношения к ним. Достоевский дает право на существование всех теорий, даже если они не совпадают с его религиозными ценностями. 

Герои живут как самостоятельные личности, у них есть собственные тайны, о которых никто не знает. Достоевский просто наблюдает за историей сверху, не пытаясь помешать внезапными молниями или штормовыми предупреждениями. Как хорошая мама, которая дает детям личное пространство. 

Кстати, о пространстве. Что насчет него? 

«‎Душный» хронотоп

Действие романа происходит в Петербурге, в начале июня 1885 года. Если бы вы попросили описать город тремя словами, то мы бы ответили: «‎жара, вонь и серость». 

Петербург в романе мрачный, серый и грязный. Из-за того, что он построен на болоте, летом здесь невозможно жить из-за неприятного запаха. Достоевский подчеркивает атмосферу с помощью описания домов героев. Заметили ли вы, что каморка Раскольникова похожа на гроб? 

Почему Санкт-Петербург — «душный»?

Потому что действия в произведении происходят знойным летом. Рассказчик за весь роман упоминает жару целых семь раз: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня…»

Санкт-Петербург оказывает сильное негативное влияние на главного героя и становится уже отдельным персонажем.

Здания в городе не вызывают ощущение безопасности и комфорта: «его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к известке и к громадным, теснящим и давящим домам». В Петербурге проживает огромное количество бедного населения. Даже в центре города было много «грязи, вони и всякой гадости». В таком месте практически невозможно найти людей с чистой душой. 

Все действия в романе, не считая эпилога, происходят в течение четырнадцати дней. Время в произведении постоянно растягивается то в прошлое, то в будущее. В этом автору помогают, например, сны. Через них мы видим как прошлое — детство Раскольникова — так и будущее, когда Достоевский показывает мир, соответствующий теории главного героя. 

Помимо этого, в романе описывается и библейское время — отрывок о воскресении Лазаря, но даже здесь время также расширяется. В эпизоде упоминается как Страшный суд, так и конец света. 

Благодаря такому изображению времени, Достоевский подчеркивает, что все проблемы, которые он изобразил в романе — вечные. 

В таком Петербурге очень сложно не сойти с ума, даже экзамены не так критичны. А как отреагировали современники на роман Достоевского?.. 

Критика романа

По роману было написано много критической литературы. Г.З. Елисееву, например, совсем не понравился роман. Он пишет о том, что в романе изображается «‎обстановка, всем знакомая». Достоевский, по его мнению, уделяет все внимание на изображение страсти Раскольникова, однако «выходит нечто детское»

Критик обвиняет автора в «недостатке наблюдательности» и «недостатке собственно художественного приема в изображении страсти», что вызывает скуку и не раскрывает героя. 

Н.Н. Страхов придерживается иного мнения. Он объясняет, что все фиксируется на внутреннем мире Раскольникова: «Весь роман сосредоточивается около одного поступка, около того, как родилось и совершилось некоторое действие и какие повлекло за собою последствия в душе совершившего». Не нужно искать потаенного смысла, так как предмет романа — преступление. 

Критик также замечает: «‎Раскольников есть истинно русский человек именно в том, что дошел до конца, до края той дороги, на которую его завел заблудший ум. Эта черта русских людей, черта чрезвычайной серьезности, как бы религиозности, с которою они предаются своим идеям, есть причина многих наших бед». ‎

Итак, на этом наша вторая часть статьи подходит к концу. Вы хотели бы сходить на встречу с героями «Преступления и наказания»? Заинтересовали? Тогда заглядывайте в статью «Преступление и наказание» — вредные советы по убийству. Часть 3».

Термины 

Психологизм — изображение внутреннего мира героя, его чувств, мыслей, переживаний, анализ душевных состояний.

Хронотоп — время и пространство в произведении.

Фактчек

  • Теория Раскольникова заключается в разделении людей на два типа — «тварей дрожащих» и «право имеющих». Герой считает, что «выдающиеся люди» имеют право на убийство других людей, если это преступление пойдет на общественное благо. 
  • Сны Раскольникова помогают раскрыть психологическое состояние героя. Благодаря снам мы понимаем, что главный герой испытывает на самом деле, с какими чувствами он борется в разные периоды сюжета. 
  • Герои Достоевского обладают самостоятельностью. Автор не решает их судьбы, он только направляет героев или сталкивает их друг с другом, наблюдая за их реакцией и изменениями. 

Проверь себя

Задание 1. 
Теория Раскольникова делит людей на «‎тварей дрожащих» и…‎

  1. ростовщиков 
  2. императоров
  3. убийц
  4. право имеющих

Задание 2.
Какой сон впервые показывает светлые качества Раскольникова?

  1. сон о лошади
  2. сон о смеющейся старухе
  3. никакой
  4. сон о конце света

Задание 3. 
Как проявляется полифонизм Достоевского?

  1. Герои не подчинены автору.
  2. В городе часто очень шумно.
  3. Автор управляет персонажами.
  4. В романе есть много отсылок.

Ответы: 1. — 4; 2. — 1; 3. — 1.

Понравилась статья? Оцени:
Читайте также:

Читать статьи — хорошо, а готовиться к экзаменам
в самой крупной онлайн-школе — еще эффективнее.

50 000
Количество
учеников
1510
Количество
стобальников
>15000
Сдали на 90+
баллов