Умскул учебник стремится стать лучше! Если вы наткнулись на ошибку или неточность в нашем материале - просто сообщите нам, мы будем благодарны!
Литература

Поэзия второй половины ХХ века. Булат Шалвович Окуджава «Молитва». Николай Михайлович Рубцов «Звезда полей». Арсений Александрович Тарковский «Чего ты не делала только…»

15.10.2022
1702

На этой странице вы узнаете 

  • Как Булат Окуджава «спрятался» за французским поэтом?
  • Что символизируют звезды в стихотворении Н.М. Рубцова? 
  • Что объединяет Татьяну Ларину из романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и поэта М.И. Цветаеву?

В прошлый раз мы с вами обсудили особенности лирики второй половины ХХ века. Если вы еще не читали эту статью, то обязательно загляните сюда: «Поэзия второй половины ХХ века. Особенности лирики и новые течения». Сегодня нам предстоит обратиться к красоте русской природы, поговорить с Богом и немного потосковать. Давайте начинать!

Булат Шалвович Окуджава «Молитва»

НаправлениеМодернизм
РодЛирика
ЖанрМолитва
Как Булат Окуджава «спрятался» за французским поэтом?

Приписал его в первоначальное название стихотворения: «Молитва Франсуа Вийона».

Дело в том, что в шестидесятые годы религиозная тематика не допускалась к публикации из-за однопартийной системы СССР, которая была основана на научном подходе. Религию невозможно доказать (по крайней мере, сейчас), поэтому она и отрицалась правительством. 

Чтобы обойти этот запрет, Б.Ш. Окуджава упомянул в названии стихотворения известного французского поэта эпохи Средневековья Франсуа Вийона. 

Тематика

Мы узнали, что стихотворение Окуджавы могли не допустить к изданию, если бы он не упомянул Франсуа Вийона. Было ли что-то запретное в этом лирическом произведении, что могло негативно повлиять на людей? 

Может быть, произошла бы ситуация как из сериала «Рассказ служанки», когда религиозная идеология овладела властью и лишила всех женщин их прав? На самом деле нет, все гораздо проще и добрее. Давайте разбираться. 

  1. Обращение к Господу. В стихотворении «Молитва» лирический герой обращается к всемогущему Богу, чтобы он помог людям: «Господи, дай же ты каждому…», «Господи, твоя власть!», «Господи мой Боже, / зеленоглазый мой!» 

2. Внимание к каждой личности. Лирический герой просит не за конкретную личность, а за всех людей в целом. Он признает ценность каждого человека, вне зависимости от его положения в обществе, образования и других критериев: «мудрому дай голову, / трусливому дай коня, / дай счастливому денег».

  1. Спасение души через веру в Бога. В стихотворении «Молитва» лирический герой верит в могущество Бога: «Я знаю: ты все умеешь / я верую в мудрость твою». Он понимает, что любое решение Господа будет мудрым и правильным. 

Лирический субъект также признает веру человека в Бога, пусть и не всегда осознанную: «как верит каждое ухо / тихим речам твоим / как веруем и мы сами, / не ведая, что творим!» Последняя фраза указывает на то, что люди часто совершают ошибки, не понимая этого. Лирический герой находит спасение человеческой души в религии, в истинной и непреклонной мудрости Господа. 

Образ лирического героя 

Лирический герой искренне верит в Бога и его мудрость. Он молится за каждого человека, и даже с легкой иронией просит дать навластвоваться тому, кто хочет власти. В конце каждой просьбы он скромно добавляет: «И не забудь про меня», намекая о читателе. 

Лирический герой молится не только за современников, но и за последующие поколения: «пока Земля еще вертится». Он объединяет все человечество в прошлом, настоящем и будущем, указывая на то, что люди всегда будут похожи друг на друга в любом промежутке времени. 

Средства выразительности

Средство выразительностиПримерЗначение
Эпитеты«ярок свет», «тихие речи», Господь «зеленоглазый»1. Мотив времени, надежды на светлое будущее.
2. Описание мудрого Господа, создание возвышенного образа.
Метафоры«верит каждое ухо», «Земля еще вертится, и это ей странно самой», «пока ей еще хватает времени и огня»1. Объединение всех людей, которые верят, иногда даже не осознавая этого.
2. Описание надежды на светлое будущее, пока еще не поздно.
Сравнения«я верую в мудрость твою, как верит солдат убитый…»Признание мудрости Господа.
ОлицетворениеЗемле «хватает времени и огня»Создание живого образа Земли, которая тоже заботится о людском роде.

Идея 

Часто мы оглядываемся по сторонам и понимаем, что живем не в совершенном мире. Лирический герой оказывается в такой же ситуации, однако он не остается к ней равнодушен, поэтому обращается к Господу. Только Бог и его решение может изменить жизнь, указать верную дорогу и с заботой выслушать людей. 

Помимо этого, каждый человек содержит в себе уникальную ценность, однако иногда он сбивается с верного пути. Его желания могут быть неискренними, а поступки необдуманными. Лирический герой верит, что рано или поздно все люди вернутся на верную дорогу, и для всех наступит светлое будущее.

Николай Михайлович Рубцов «Звезда полей»

НаправлениеМодернизм
РодЛирика
ЖанрЭлегия

Тематика

1. Природа. Лирический герой говорит о красоте природы родного края: «Звезда полей, во мгле заледенелой / Остановившись, смотрит в полынью <…> Она горит над золотом осенним, / Она горит над зимним серебром». Он с заботой и теплом описывает близкие ему пейзажи. 

2. Любовь к Родине. В стихотворении «Звезда полей» лирический герой выражает любовь к родной природе: «И счастлив я, пока на свете белом / Горит, горит звезда моих полей»

Что символизируют звезды в стихотворении Н.М. Рубцова? 

Звезды сияют и помогают людям. В стихотворении Рубцова звезда становится символом родного края, который помогал лирическому герою переживать тяжелые моменты его жизни. 

Как только трудности настигали лирического героя, он тут же вспоминал звезду, которая всегда сияла на небе в любое время года. Она никогда не гаснет, принося успокоение всем людям вокруг:
«Звезда полей горит, не угасая, / Для всех тревожных жителей земли, / Своим лучом приветливым касаясь / Всех городов, поднявшихся вдали»

Лирический герой гордится, что эта звезда восходит только в его родном крае. Он счастлив, пока видит ее на ночном небе. 

Символ — образ в литературе, заключающий в себе множество значений, количество которых не ограничено и часто связано с личным восприятием читателя.

Образ лирического героя

Лирический герой остался наедине с «уснувшей» ночной природой родного края: «Уж на часах двенадцать прозвенело, / И сон окутал родину мою». В стихотворении он говорит о важности этого места, потому что с этим местом его связывает множество воспоминаний о событиях, произошедших в разные времена года: «Она горит над золотом осенним, / Она горит над зимним серебром»

Лирический субъект вспоминает, как «звезда полей» помогала ему справиться со сложными жизненными ситуациями. Он счастлив, что она все еще так ярко светит для всех людей на Земле. 

Композиция 

Стихотворение «Звезда полей» построено в форме монолога. Первая часть лирического произведения посвящена «сну» его родного края, а вторая — описанию звезды. 

Средства выразительности

Средство выразительностиПримерЗначение
Эпитеты«мгла заледенелая», «тревожные жители», «луч приветливый», «восходит ярче»Описание родного края, подчеркивание его красоты и важности для лирического героя.2. Описание образа звезды полей.
МетафорыЗвезда полей «смотрит в полынью»; «двенадцать прозвенело», «горит над зимним серебром», «своим лучом приветливым касаясь»Подчеркивание образа звезды полей. Описание чувств и эмоций, которые она вызывает у лирического героя.
Антитезы звезда-мгла; «тревожные жители» — «приветливый луч».1. Создание символического образа звезды. Она одна сияет на черном небосводе, намекая на светлое будущее. 2. Описание значения звезды. Она приветливо сияет для всех тревожных жителей и успокаивает их. 

Идея

Мы можем окончить школу, поступить в университет на другом конце страны, а потом вовсе переехать жить заграницу. В эти времена нас часто будут ожидать трудности и иногда даже неудачи. Что поддержит нас в такие моменты?

Лирический герой стихотворения «Звезда полей» сказал бы: «Память о родном крае». Именно теплые воспоминания приходят к человеку на помощь в минуты его трудностей.

Арсений Александрович Тарковский «Чего ты не делала только…»

НаправлениеМодернизм
РодЛирика
ЖанрЭлегия

Давайте немного отвлечемся от анализа стихотворений и поговорим о личной жизни поэтов — об А.А. Тарковском и М.И. Цветаевой. Этот союз не удался, однако эта история все равно оставила в их творчестве отпечаток. 

В 1940-х годах Тарковскому улыбнулась удача, он получил известность в литературной среде. Чего не скажешь о Цветаевой, которая в это же время задыхалась от одиночества и нищеты. В то время с финансами было, мягко говоря, «туговато». 

Цветаеву заинтересовали переводы Тарковского, и между двумя поэтами пробежала искра (спойлер: без бури и безумия). Они хорошо общались и поддерживали общение. Однажды Цветаева прочитала перевод Тарковского на стихи Кемине, туркменского поэта, и написала молодому автору письмо. 

Что объединяет Татьяну Ларину из романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и поэта М.И. Цветаеву?

Любовь к письмам. И их откровенное содержание. Давайте сравним. 

Марина Цветаева: «Милый тов. Т. / …Ваш перевод — прелесть. Что Вы можете — сами? потому что за другого Вы можете — все. / Я бы очень просила Вас этого моего письмеца никому не показывать, я — человек уединенный, и я пишу Вам — зачем Вам другие? / Всякая рукопись — беззащитна. Я вся — рукопись»

Татьяна Ларина: «Я к вам пишу — чего же боле? / Что я могу еще сказать? <…> Чтоб только слышать ваши речи, / Вам слово молвить <…> Судьбу мою / Отныне я тебе вручаю, Перед тобою слезы лью, / Твоей защиты умоляю…»

Как и Татьяна Ларина, Марина Цветаева начинает переписку со своим возлюбленным. И у обеих пар не случилось удачного союза. 

Можно предположить, что именно Цветаева подтолкнула Тарковского к написанию стихотворений, подобных «Чего ты не делала только…». Что в них особенного? Давайте разбираться. 

Тематика

  1. Любовные воспоминания. Лирический герой нежно вспоминает, как его возлюбленная пыталась найти встречи с ним: «Чего ты не делала только, / чтоб видеться тайно со мною», «Безумием было, я знал: / ты взглянуть на меня захотела»
  1. Верность. В стихотворении лирический герой признает, что любовь девушки не оставит его даже после смерти: «Я, может быть, со свету сгину, / А ты не покинешь меня, / и твоя чудотворная сила / Травою оденет, цветами подарит / и камень, и глину». В этом фрагменте есть намек на то, что возлюбленная готова ухаживать за могилой лирического героя. Прямо готика, да?

Лирический субъект также с благодарностью говорит о том, что возлюбленная сделала для него: «Вот верности женской засада: / Ты за ночь построила город / и мне приготовила отдых».

  1. Любовь. Лирический герой искренне любит девушку. Он замечает ее даже в мелочах жизни, когда ее нет рядом, например, на улице: «…Надо / Ослепнуть, чтоб имя твое / не прочесть на ступеньках и сводах».

Любовь девушки спасла лирического героя от гибели: «За ивой твоей довелось мне, / за ивой от смерти укрыться», и даже сейчас она защищает его от смерти: «С тех пор не дивлюсь я, что гибель / обходит меня стороною»

  1. Тоска. Несмотря на силу этой любви, на данный момент пара не вместе. Лирический герой готов на любую дорогу, лишь бы отыскать свою любимую: «Я должен ладью отыскать, / плыть и плыть и, замучась, причалить». Он мечтает о встрече с ней: «Увидеть такою тебя, / чтобы вечно была ты со мной / И крыл твоих, глаз твоих, / губ твоих, рук — никогда не печалить»

Возможно, их отношения закончились на негативной ноте. Стихотворение не повествует нам, почему они расстались или что их разлучило. 

Тем не менее лирический герой до сих пор любит ее. Последняя строфа стихотворения похожа на отчаянный крик: «Приснись мне, приснись мне, приснись, / приснись мне еще хоть однажды». Повтор «приснись мне» усиливает эмоциональную нагрузку. Лирический герой потерял надежду на встречу с ней в реальной жизни, поэтому просит о том, чтобы пересечься с ней хотя бы в мире грез. 

Тоску по ушедшей любви поэт сравнивает с жаждой: «Дай пить. Напои меня. Дай мне воды / хоть глоток, хоть немного», где вода — это встреча с возлюбленной. По всей видимости, эта жажда неутолимая. 

Средства выразительности

Средство выразительностиПримерЗначение
Эпитеты«павлиньи глазки», «терпеливые ветви»Описание образа возлюбленной лирического героя, ее красоты и приятного характера.
Метафоры«Кукушкой в лесу притаилась», «Ты под ноги стлалась травою»,Описание попыток встречи девушки с лирическим героем, ее осторожность при этом. 
Олицетворение«Война меня потчует солью»Создание живого образа войны, который напрямую влияет на лирического героя и приносит одни беды.

Идея

Часто во время отношений с любимым человеком мы как будто не замечаем его рядом с собой. Все происходит так, как должно происходить. Нас любят, мы любим, жизнь медленно идет своим чередом. Однако в один день все может поменяться и закончиться. 

Нужно ценить любовь и любимого человека, пока он рядом. Потеряв что-то однажды, мы, возможно, теряем это «что-то» навсегда. В будущем уже будет поздно что-либо исправлять, нужно думать, любить и ценить сейчас. 

Термины

Эпитет — это слово или фраза, которые добавляют выразительность стоящим рядом словам.

Метафора — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.

Сравнение — это изобразительный прием, в котором сопоставляются два предмета, действия или явления с целью усилить характеристики одного из них.

Олицетворение — это литературный прием перенесения свойств и качеств человека на неодушевленные предметы.

Фактчек

  • В стихотворении Б.Ш. Окуджавы «Молитва» лирический герой обращается к Богу, чтобы попросить за каждого человека и дать ему то, в чем он сильнее всего нуждается. 
  • Звезды в стихотворении Н.М. Рубцова «Звезда полей» являются символом родного края, который поддерживал лирического героя и помогал ему в тяжелые жизненные периоды. 
  • Возлюбленная лирического героя в стихотворении А.А. Тарковского «Чего ты не делала только…» — верная девушка. Она во многом помогала своему любимому человеку и продолжает поддерживать его даже после их расставания. 

Проверь себя

Задание 1.
Какая тема описывается в стихотворении Б.Ш. Окуджавы «Молитва»?

  1. божественность природы
  2. любовь
  3. внимание к каждой личности
  4. пагубное влияние веры на человека

Задание 2. 
В форме чего построена композиция стихотворения Н.М. Рубцова «Звезда полей»?

  1. разговора
  2. монолога
  3. конфликта 
  4. рамочной композиции

Задание 3. 
Кто пишет Тарковскому письмо с похвалой его переводов? 

  1. Анна Ахматова
  2. Зинаида Гиппиус 
  3. Николай Рубцов
  4. Марина Цветаева

Задание 4. 
С чем лирический герой сравнивает тоску по ушедшей любви?

  1. с голодом
  2. с жаждой
  3. с болью
  4. с ивой

Ответы: 1. — 3;  2. — 2; 3. — 4; 4. — 2.

Понравилась статья? Оцени:
Читайте также:

Читать статьи — хорошо, а готовиться к экзаменам
в самой крупной онлайн-школе — еще эффективнее.

50 000
Количество
учеников
1510
Количество
стобальников
>15000
Сдали на 90+
баллов