Умскул учебник стремится стать лучше! Если вы наткнулись на ошибку или неточность в нашем материале - просто сообщите нам, мы будем благодарны!
Литература

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь». Часть 1

6.3.2024
151

На этой странице вы узнаете

  • Салтыков-Щедрин на самом деле имел другую фамилию?
  • Можно ли сварить суп в ладонях?
  • Почему пискарь пишется через «И»?

Помните, как в детстве мама рассказывала вам сказки про колобка, Машу и медведя? Но в вашем теперешнем возрасте такие произведения уже и не читают, не так ли? 

А вот и неправда, сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина доказывают обратное. 

Автор говорил, что писал сказки «для детей изрядного возраста», то есть для взрослых людей. 

История создания сказок

В своих произведениях Салтыков-Щедрин поднимает острые политические и социальные проблемы, размышляет о вопросах, актуальных для взрослых.

М.Е. Салтыков-Щедрин создал 32 сказки за 18 лет. В них с помощью сатиры и других литературных приемов автор обличал общественные пороки, сочетая трагическое и комическое, фантастическое и реальное. 

Но что послужило толчком к написанию сказок? Дело в том, что автор с детства был свидетелем жестокостей крепостного права, ужасного положения крестьян, деспотизма людей, наделенных властью. Все это приводило его в ужас:

«Я видел глаза, которые ничего не могли выражать, кроме испуга, я слышал вопли, которые раздирали сердце. В царстве испуга, физического страдания и желудочного деспотизма нет ни одной подробности, которая бы минула меня, которая в свое время не причинила бы мне боли».

Поэтому, повзрослев, писатель решил через свои произведения выступить против жестокости людей, особенно власть имущих. Первые его сказки были опубликованы в 1869 году, а остальные выходили в свет вплоть до 1886.

Салтыков-Щедрин на самом деле имел другую фамилию?

Писателя зовут Михаил Евграфович Салтыков, а Николай Щедрин — его творческий псевдоним. 
Портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина

Основные характеристики

РодЖанрНаправление
ЭпосСказкиРеализм

Сказка — жанр фольклора или эпический жанр художественной литературы с вымышленным фантастическим сюжетом и героями, имеющий поучительный смысл.

При слове «сказка» вам, наверное, в первую очередь вспоминаются русские народные сказки про Ивана-Царевича и Василису Прекрасную. Но сказки Салтыкова-Щедрина сильно отличаются от народных! Давайте сравним их.

СходстваРазличия
— Фантастика — в сказках происходят волшебные события (например, герои в мгновение ока перемещаются в пространстве).
— Место действия неважно: все события происходят в условном «тридевятом государстве».
— Наличие характерных речевых оборотов, например, «жил-был», «по щучьему велению, по моему хотению».
— В отличие от народных сказок, в произведениях Салтыкова-Щедрина поднимаются социальные проблемы, такие как проблема крепостного права, обывательства или несамостоятельности помещиков.
— Если в народных сказках герои сказочные (Кощей Бессмертный, Баба Яга), то у Салтыкова-Щедрина они аллегоричные. Например, пискарь — аллегория на умеренного либерала. 

Почему автор выбрал именно такой жанр для этого цикла?

  1. Цензура 

В середине XIX века в России была жесткая цензура, связанная с огромным количеством социальных проблем, которые правительство не могло решить и делало все, чтобы скрыть от широких слоев населения реальное положение вещей. Власти не нравилось, когда ее обличали или же когда говорили правду о высших слоях общества, поэтому многие произведения было запрещено публиковать, как, например, содержащие критику власти «Философские письма» П. Чаадаева. Салтыков-Щедрин выбрал жанр сказки, чтобы обойти цензуру, ведь в его произведениях совершенно фантастические сюжеты, действие происходит «в некотором царстве, в некотором государстве», а не в Российской империи, и вообще это детские произведения — так зачем же их запрещать? Тем не менее современники автора легко угадывали в волшебном государстве свою страну, а в героях — представителей разных сословий, которые сатирически описывал автор.

  1. Близость к народу

Нам всем тяжело осилить большие романы со сложным языком, но сказку способен прочитать даже ребенок. Именно на это и «ставил» Салтыков-Щедрин. Сказки были близки многим, поэтому произведения автора могли прочитать и легко понять широкие слои населения, даже крестьяне. 

Однако о чем таком ужасном собирался писать Салтыков-Щедрин, что был уверен, что его произведения без иносказаний не понравились бы властям?

Тематика

Весь цикл сказок так или иначе связан со взаимоотношениями власти и народа. Салтыков-Щедрин показывал, что даже после отмены крепостного права в обществе происходит угнетение и обирание крестьянства царскими чиновниками и помещиками. Господствующие классы пользуются своей властью, всячески издеваются над народом, не понимания, что они полностью зависят от него. Это описано в сказке «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил»: представители дворянства не могут даже добыть себе пропитание, оказавшись в незнакомом месте.

Поднять острые социальные проблемы Салтыкову-Щедрину помогла сатира.

Особенности сатиры Салтыкова-Щедрина: 

  1. Сатира направлена не только на правящие слои общества, но и на рабскую психологию людей.

В сказках автор высмеивает не только дворян и чиновников, которые не в состоянии сделать ничего без посторонней помощи, но и крестьян, добровольно прислуживающих господам. Например, что мешало сильному и умному мужику из «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» отказать двум слабым, ни на что не способным генералам? Ничего! Но он не отказывает им, а, наоборот, прислуживает, делая для героев все возможное и невозможное. В этом проявляется его рабская психология — народ привык, что им управляют власть имущие люди, поэтому даже после отмены крепостного права, формальной зависимости, прислуживает им.

  1. Смех в произведениях Салтыкова-Щедрина едкий и обличительный.

Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина — это не анекдоты или легкий юмор. Автор едко обличает пороки современного общества. Например, он доводит до абсурда глупость и беспомощность помещика из сказки «Дикий помещик», у него нет ни одного нейтрального или положительного качества.

  1. Автор высмеивает поведение людей в типичных для того времени ситуациях.

Например, в «Премудром пискаре» писатель обличает умеренно-либеральных людей, которые опасаются сделать лишний шаг или сказать лишнее слово, через образ пискаря, всю жизнь боявшегося вылезти из глубокой норы. 

Язык произведения

Наверное, каждый в детстве с друзьями использовал свой особенный язык, который не все могли понять. Так и Салтыков-Щедрин применял в своих произведениях различные художественные средства, чтобы скрыть истинный смысл написанного. Например, эзопов язык.

Эзопов язык — особая манера письма, которая помогала замаскировать идею автора.

Эзопов язык часто является неотъемлемой частью басен. Например, за животными образами авторы часто скрывали черты характера или пороки людей. Так, ворона в басне — олицетворение глупости, а лиса хитрость и лесть. 

С помощью эзопова языка автор выражал остросоциальные проблемы иносказательно и аллегорично. Какие же еще художественные средства часто использует М.Е. Салтыков-Щедрин в своем творчестве? К ним относятся гипербола и гротеск

Гипербола — намеренное художественное преувеличение свойств предмета и явления или их количества.

Иногда мы преувеличиваем произошедшее с нами. Например, когда родители спрашивают ребенка, почему у него за контрольную не пятерка, то он может ответить, что весь класс получил плохие оценки, но под «всем классом» может в действительности подразумеваться всего 2-3 человека. Салтыков-Щедрин же намеренно преувеличивает ситуации или черты героев.

Например, в «Диком помещике» автор пишет: «И земля, и вода, и воздух — все его (помещика) стало!», хотя, разумеется, в действительности такого не могло произойти. Гипербола подчеркивает неограниченную власть помещика, он будто становится властелином всего мира. А в сказке «Премудрый пискарь» главный герой прожил сто лет, но в реальности рыбы не живут так много. Автор использует гиперболу, чтобы подчеркнуть степень запуганности героя и бесполезность прожитой им жизни: за 100 лет можно совершить невероятное количество дел, но герой был настолько запуган, что все эти годы просто дрожал от страха.

Гротеск — художественный прием, заключающийся в использовании комического и странного, даже уродливого, нарушающего границы правдоподобия.

Например, в сказке «Дикий помещик» показано, как помещик, оставшись без крестьян, которые за него все делали, превращается в настоящего животного. Он ходит на четырех конечностях, дружит с медведем:

«Весь он, с головы до ног, оброс волосами…а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках…Утратил даже способность произносить членораздельные звуки…».

Салтыков-Щедрин сознательно доводит до абсурда беспомощность помещика и его неспособность существовать без крестьян. 

Или же в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» автор гротескно показывает образы генералов, которые настолько голодны, что один из них даже откусывает у другого орден: 

«Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил».

Здесь автор использует гротеск, чтобы показать степень голода персонажей, готовых от безысходности есть несъедобные вещи.

Можно ли сварить суп в ладонях?

В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» мужик-крестьянин варит суп в пригоршне. В этом эпизоде тоже проявляется гротеск — каким бы умельцем ни был герой, физически такое действие невозможно. Автор использует гротеск, чтобы показать, что русские крестьяне обладают поистине невероятными дарованиями.

А теперь давайте перейдем к анализу сказок.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

В сказке показаны взаимоотношения народа и власти. Салтыков-Щедрин пишет о беспомощности и невежестве правящих классов, представители которых — два генерала — попали на необитаемый остров, богатый едой: рыбой, птицей и плодами. Также на острове вместе с ними оказался простой русский мужик, крестьянин — ведь «мужик везде есть, стоит только поискать его». Образы генералов и мужика противопоставлены:

ГенералыМужик
Абсолютно беспомощны и невежественны, они ничего не могут сделать без помощи мужика, т.к. не привыкли к труду и даже не знают элементарных вещей.Деятельный и смекалистый, способен практически на все, может найти выход из любой ситуации.
« — Кто бы мог думать, ваше превосходительство, что человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет? — сказал один генерал.— Да, — отвечал другой генерал, — признаться, и я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают!»«И выстроил он корабль — не корабль, а такую посудину, чтоб можно было океан-море переплыть вплоть до самой Подьяческой».

Конечно, и невежество генералов, и умение мужика преувеличены, но это позволило автору ярко и точно показать основные качества этих классов.

Идея произведения заключается в том, что паразитирующая власть живет за счет народа, а простой мужик-кормилец — труженик бедствует и остается ни с чем. В конце сказки мы узнаем, что генералы отблагодарили мужика, «выслали ему рюмку водки да пятак серебра». И в те времена, и сейчас это крайне мало за такую работу. Такое неуважительное отношение будет сохраняться до тех пор, пока народ не перестанет добровольно заковывать себя в кандалы, но его сознание совсем еще не готово к свободе.

Черты комического и трагического

КомическоеТрагическое
Мужику удается прокормить генералов с помощью различных хитростей (например, он варит суп в пригоршне).Генералы, несмотря на их чины, оказываются абсолютно неготовыми к жизни на острове.
Генералы не способны самостоятельно жить, их существование зависит от простого мужика.Жизнь мужика на острове зависит от генералов (например, они привязывают его к дереву, чтобы он никуда не ушел).
Мужик с легкостью преодолевает все трудности на острове (например, строит «посудину», чтобы уехать с острова).В конце произведения генералы благодарят мужика, но их благодарность за его труд крайне мала (рюмка водки и пятак серебра).

«Дикий помещик»

В сказке показана беспомощность помещиков. Салтыков-Щедрин говорит о том, что власть имущие люди не должны забывать, что именно на труде крестьян строится их деятельность, а без способности работать самостоятельно человек может попросту превратиться в зверя, как и произошло с князем Урус-Кучум-Кильдибаевым. Герой остался без крестьян по собственному желанию и одичал без их помощи:

«Словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, и съест».

Салтыков-Щедрин показывает, что жизнь без крестьян станет невозможной для всей страны, ведь простой народ и создает материальные блага, и хранит духовные ценности. Помещики ленивы и не приспособлены к жизни, они в принципе не могут существовать без крестьян. 

Черты комического и трагического

КомическоеТрагическое
Помещик не знает простые вещи, считает, что пряниками можно решить все проблемы.По воле помещика все крестьяне исчезают, их жизни в руках таких необразованных и жестоких людей.
Помещик без крестьян превращается в нечто подобное зверю и заводит дружбу с медведем.Помещик остается безнаказанным за свои поступки, крестьяне продолжают зависеть от него.

«Премудрый пискарь»

Почему пискарь пишется через «И»?

В заглавии нет орфографической ошибки — хотя вид рыбы называется «пескарь», герой сказки получил свое название от слова «писк» — тот, кто пищит от страха. Поэтому и в сочинениях слово следует писать через букву «и».

В сказке показана негативная реакция писателя на жестокую политику Александра III, которая утверждала в стране самодержавие и отказ от прежнего либерального настроя. 

Либералы — люди, которые были за утверждение прав и свобод человека с помощью постепенных реформ в стране.

В «Премудром пискаре» автор разоблачает обывателей, осуждает их за пассивность, которая приводит людей к бессмысленному существованию. 

Обыватель — герой с низменными интересами, обыкновенный человек без особых увлечений, целей.

В произведении примером обывателя является пискарь. Его философия, которая сформировалась благодаря наставлениям отца, заключалась в том, чтобы беречь себя, ни во что не вмешиваться. Поэтому герой «жил дрожал, и умирал дрожал», он боялся умереть, сделав лишнее движение, но из-за этого пискарь ничего хорошего в жизни не совершил, никому не запомнился. Автор говорит о том, что жизнь, проведенная в сплошном страхе, совершенно бесполезна: 

«Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пискари. Никому от них ни тепло, ни холодно… живут, даром место занимают да корм едят».

Политический смысл сказки заключается в том, чтобы через образ «мелкой рыбешки» отрицательно оценить поведение либералов, которые при Александре III вели себя чересчур осторожно. Идея произведения состоит в том, что, постоянно находясь в страхе, невозможно ничего добиться, такая жизнь бессмысленна. 

Комическое и трагическое

КомическоеТрагическое
Герой из-за всего дрожит, пытается не привлекать к себе внимание любыми способами, например, вовсе не выходит из своей норы.Герой прожил долгую жизнь, но так ничего и не увидел.
В произведении показаны ежедневные хитрости пискаря, чтобы выжить.Пискарь остается одиноким, у него нет семьи и друзей.

Итак, мы познакомились со сказками Салтыкова-Щедрина. Однако это далеко не единственное произведение автора, где он обличал общественные пороки! Не забудьте прочитать нашу следующую статью, посвященную его роману «История одного города».

Фактчек

  • Сказки Салтыкова-Щедрина имеют как сходства, так и различия с народными. 
  • Жанр сказки помогал писателю обойти цензуру и делал произведения понятными для простого народа.
  • Сказки Салтыкова-Щедрины изобличают пороки общества, поднимают острые социальные проблемы в России.
  • Салтыков-Щедрин сатирически изображает общество, использует эзопов язык, гиперболу и гротеск.

Проверь себя

Задание 1.
Какая фамилия была у помещика из сказки «Дикий помещик»?

  1. Урус-Кимчим-Кильдибаев;
  2. Урус-Кучум-Кильдибаев;
  3. Ирус-Кучум-Кильдибаев;
  4. Урус-Кучум-Кильдибаевич.

Задание 2.
Что такое эзопов язык?

  1. Особая манера письма, которая помогала замаскировать идею автора.
  2. Язык, на котором говорили в Греции.
  3. Художественный прием, заключающийся в сочетании реального и фантастического, подчеркивающий абсурдность происходящего.
  4. Прием намеренного преувеличения.

Задание 3.
Какая главная тема сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?

  1. религия;
  2. искусство;
  3. народ и власть;
  4. жизнь и смерть.

Задание 4.
В сказках автор обличает…

  1. Только пороки власти.
  2. Только рабскую психологию народа.
  3. И пороки власти, и рабскую психологию народа.
  4. Ничего из вышеперечисленного. 

Ответы: 1. — 2; 2. — 1; 3. — 3; 4. — 3.

Понравилась статья? Оцени:
Читайте также:

Читать статьи — хорошо, а готовиться к экзаменам
в самой крупной онлайн-школе — еще эффективнее.

50 000
Количество
учеников
1510
Количество
стобальников
>15000
Сдали на 90+
баллов