Александр Сергеевич Пушкин «Медный всадник»
На этой странице вы узнаете
- Наводнение, описанное в произведении — миф или реальность?
- Может ли стихия являться действующим лицом?
- Кого Пушкин сталкивает «лицом к лицу» в произведении?
Образ стихии, которая сносит все на своем пути и не жалеет никого, сумасшествие людей, оживший памятник, который гонится за человеком — нет, это не новая часть фильма «Невозможное», хотя есть все шансы им стать. Это все происходит в произведении «Медный всадник», которое мы с вами сейчас изучим.
Особенности произведения
«Медный всадник» относится к литературному жанру поэма. А род этого произведения лиро-эпический.
Но не так все просто: жанр — поэма, но сам Пушкин относит это произведение к циклу «Петербургские повести». Давайте разбираться: «Медный всадник» — повесть или поэма?
Повесть | Поэма |
Среднее по объему и сюжетной наполненности эпическое произведение, изображающее действительность. Чаще всего в повести одна сюжетная линия, в отличие от романа. | Крупное стихотворное произведение, относящееся к лиро-эпическому роду литературы, с повествовательным или лирическим сюжетом. |
Сам Пушкин говорил, что «Медный всадник» — повесть, так как в ней отражается отношение писателя к Петербургу, показывается реальное наводнение в этом городе.
Наводнение, описанное в произведении — миф или реальность? Наводнение произошло в 1824 году, и было одним из самых разрушительных за всю историю Петербурга. Стихия лишила жизни большое количество людей, никто не смог совладать с ней: ни царь, ни народ. |
Все же это произведение — лиро-эпическое. Оно написано в стихах, почему мы и называем его именно поэмой, а не повестью.
Направление «Медного всадника» — реализм, так как:
- В поэме объективно отражается реальное историческое событие.
- Использован прием типизации героев. Например, Евгений — «маленький человек».
- Пушкин показывает причинно-следственные связи: местность, где построен город, не предназначена для жизни людей, поэтому народ страдает от жизни в Петербурге.
Темы поэмы «Медный всадник»
Вспомним рекламу парфюма, где говорится о том, какие запахи в нем комбинируются, что является его отличительной чертой. Или просто показывается роскошная картинка под красивую музыку — это тоже может быть.
Конечно, Пушкин не рекламировал духи, но его поэма «Медный всадник» тоже раскрывает некоторые темы, которые делают произведение неповторимым. Давайте представим основные из них в виде схемки.
- Тема «маленького человека».
Кто такой этот «маленький человек»? Неужели тот, чей возраст меньше 18-ти лет? Нет! Это литературный тип, подробнее о котором вы можете узнать в статье «Романтизм, реализм, импрессионизм».
Маленький человек — литературный тип, который характеризуется невысоким социальным положением, не одаренный выдающимися способностями и не отличающийся силой характера.
Главный герой поэмы, Евгений, обладает невысоким чином, он — заурядный чиновник, бедный потомок дворянского рода. Наивысшей ценностью и счастьем для героя является воображаемый идеал семейной жизни с возлюбленной Парашей.
В конце произведения образ «маленького человека» трансформируется. Если раньше он просто принимал за должное все, что с ним происходит, то теперь Евгений решается на бунт. Герой обвиняет Петра I в своих бедах:
И, зубы стиснув, пальцы сжав,
Как обуянный силой черной,
«Добро, строитель чудотворный! —
Шепнул он, злобно задрожав, —
Ужо тебе!..»
- Тема Петра I.
Чем вам запомнился Петр I? Он привез в Россию картошку, много воевал и… да, основал Санкт-Петербург. В этом городе есть даже памятник царю — «Медный всадник», через который и раскрывается тема одноименного произведения Пушкина.
Автор размышляет о Петре I в историческом ключе. Да, его реформы благотворно повлияли на Россию. Но все те беды, которые произошли в произведении — вина именно царя.
Положительная сторона Петра I | Отрицательная сторона Петра I |
— Проводит реформы, которые хорошо влияют на страну. Например, обозначает важность образования, создает военно-морской флот. — Основывает прекрасную столицу — Санкт-Петербург. | — Он — деспот-самодержец. Например, чтобы провести все свои задуманные реформы, заставлял крестьян работать в тяжелых условиях, из-за чего люди погибали. — Олицетворяет собой бесчеловечную власть. Не зря Пушкин изображает в поэме не самого Петра I, а его статую, что показывает его «окаменелость» по отношению к обычным людям. |
Пушкин восхищается творением Петра — Петербургом, который был построен для укрепления позиции России: «Люблю тебя, Петра творенье,/Люблю твой строгий, стройный вид». Но в то же время автор говорит, что император обрекает людей на страдания: «Того, чьей волей роковой/Под морем город основался…/Ужасен он в окрестной мгле!». Именно народу, который будет жить в Петербурге, придется терпеть разливы Невы.
- Тема человека и истории.
Тему человека и истории Пушкин показывает через событие, описываемое в произведении: наводнение, которое произошло в Петербурге. Рассказчик говорит, что обычному человеку приходится мириться со всеми бедами, которые приносит этот город, но народ с этим ничего не может сделать. Так, Евгений вынужден жить в созданном Петром I городе, даже если в нем невозможно существовать.
- Тема Петербурга.
Город в произведении показывается неоднозначно.
С одной стороны, Петербург — прекрасный передовой город. | С другой стороны, Петербург — город, который создает Петр I искусственно. Его строят обычные люди, которые погибают при работе, то есть фактически город стоит на костях тех, кто его создавал. Из-за расположения города он обречен на наводнения, которые тоже губят людей. |
Пушкин показывает, как Петербург завораживает своей красотой и статностью, но губит людей, потому что место, где создан город, не пригодно для жизни.
- Тема водной стихии.
Эта тема осмысляется Пушкиным через образ Невы.
Может ли стихия являться действующим лицом? Да, например, Нева. Давайте разберем характерные этому образу черты: — Нева — вольная стихия, ее нельзя ограничивать в свободе. — Наполовину побеждена Петром I — он заковывает водную стихию в оковы. — Готова вновь и вновь вступать в бой со своим «победителем», чтобы отстоять свою свободу, а заложником этого становятся обычные люди. Например, наводнение — это и есть форма ее боя. |
Конфликт произведения
Кого Пушкин сталкивает «лицом к лицу» в произведении? В произведении есть два «столкновения». Конечно, речь идет о конфликтах: 1. Частной личности и государства. «Маленький человек» столкнулся с жестокостью со стороны государства. Евгений — олицетворение бóльшей части населения России в начале XIX века, к которому безжалостно относится власть. Интересы государства и обычного человека не совпадают. 2. Человека и стихии. Пушкин понимает власть природы над человеком. Она всегда будет выше, чем обычные люди, могущественнее и сильнее. Несмотря на то, что Петр I «заковывает» Неву в «гранитные оковы», она не готова мириться со своей несвободой, поэтому сметает все на своем пути. |
Идея произведения
Пушкин, понимая конфликты между частной личностью и государством, а также между человеком и стихией, вкладывает следующие идеи в произведение:
- Неоднозначность истории. С одной стороны, строительство Петербурга укрепляет могущество России, а с другой же, этот город приносит много бед его жителям.
- Право каждого человека на счастье. А.С. Пушкин считает, что и обычные люди имеют право на счастье, которое не должно разрушаться из-за власти.
Композиция поэмы
Первые кадры фильма или сериала должны быть интересными, правда? Иначе многие люди просто выключат видео. Пушкин также захватывает внимание читателей с первых строк произведения — предисловия, в котором говорится о том, что происшествие, описанное им, имеет реальную историческую основу. Сразу хочется понять, что за события, описывает автор.
Предисловие входит в композицию произведения, поэтому давайте посмотрим, как же Пушкин выстраивает части произведения.
- Предисловие. В нем автор указывает на достоверность наводнения, о котором будет идти речь.
- Вступление. Оно по объему выступает соразмерно частям самой поэмы, его даже можно осмыслить, как отдельное произведение. Это первая «странность» композиции. Пушкин делает это не случайно: автору было необходимо связать Евгения и Петра I, которые жили в разные века.
Сначала автор пишет о мыслях императора сто лет назад, который задумывает построить город. Далее: «Прошло сто лет…», — Пушкин возвращает читателей в современность, что и позволяет объединить людей разных эпох.
- Часть 1. В ней происходит знакомство читателя с Евгением и его судьбой, что является экспозицией произведения. Далее идет развитие действия, в котором описывается наводнение и переживания народа. В этой части Евгений также узнает о смерти своей возлюбленной Параши.
- Часть 2. В ней содержится кульминация поэмы — эпизод с сумасшествием главного героя, его гневное обращение к памятнику Петра I и последующая погоня медного всадника за Евгением. Далее идет развязка поэмы «Медный всадник» — смирение и смерть главного героя.
- Эпилог. Пушкин не выделяет его отдельно, потому что оно намного меньше вступления. Мы можем назвать последние 18 строк скрытым эпилогом, своеобразным заключением поэмы, в котором мы узнаем о смерти Евгения.
Части поэмы несоразмерны, но при этом произведение осмысляется цельным и логичным.
На этом наш разговор о поэме «Медный всадник» подходит к концу. Мы надеемся, что вы разобрались со всеми вопросами, которые у вас были. До новых встреч!
Фактчек
- Произведение «Медный всадник» является поэмой, что означает его принадлежность к лиро-эпическому роду литературы.
- Произведение «Медный всадник» относится к такому литературному направлению, как реализм.
- В произведении описаны реальные исторические события.
- Главный герой поэмы Евгений — «маленький человек».
- В «Медном всаднике» раскрываются темы «маленького человека», Петра I, человека и истории, Петербурга и стихии.
- Отношение автора к Петербургу и императору неоднозначно.
- Река Нева в поэме также является действующим лицом.
Проверь себя
Задание 1.
К какому роду относится «Медный всадник»?
- лиро-эпос
- эпос
- лирика
- драма
Задание 2.
К какому жанру следует относить произведение?
- роман
- стихотворение
- поэма
Задание 3.
К какому типу героя относится Евгений?
- «лишний человек»
- «маленький человек»
- «человек в футляре»
Задание 4.
Какой эпизод относится к кульминации произведения?
- Смерть Евгения
- Сумасшествие главного героя
- Смерть Параши
Задание 5.
Образ какого правителя осмысляется в «Медном всаднике»?
- Петр I
- Павел I
- Александр I
Ответы: 1 — 1; 2 — 3; 3 — 2; 4 — 2; 5 — 1.