Умскул учебник стремится стать лучше! Если вы наткнулись на ошибку или неточность в нашем материале - просто сообщите нам, мы будем благодарны!
История

Русская культура XVIII века. Часть 1. Культура первой половины XVIII века

7.9.2023
832

На этой странице вы узнаете

  • Почему Петр I перенимал европейскую, а не азиатскую культуру?
  • Удивительные истории Петропавловского собора, или как крестьянин сумел спасти достопримечательность? 
  • Почему среди архитекторов XVIII века большинство имен зарубежных?

Дворцы, замки и здания – это то, на что при изучении культуры падает взгляд в первую очередь.
Если вы когда-нибудь были в Санкт-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде или других крупных городах нашей страны, то наверняка обращали внимание на потрясающей красоты архитектуру. Большинство из них и многие другие выдающиеся культурные памятники были созданы именно в 18 веке. Давайте рассмотрим особенности культуры этой эпохи и подробнее с ней познакомимся. 

Культура России при Петре I

File supplied for reference purposes only.

В 1721 году, благодаря Петру I, Россия стала империей. Император решил не только развивать страну по традиционному, исконно русскому пути, но и вносить черты европейской культуры.

Особенности культуры Российской империи при Петре I.

  1. Преобладание светского начала. Произошло отделение церкви от государства. Раньше архитектура, живопись и другие виды культуры были неразрывно связаны с церковью. Теперь же искусство начинает отдаляться от религии. 
  2. Развитие рационализма. Это означало, что теперь в объектах культуры прослеживалось рациональное (научно обоснованное) начало, а не религиозное, как было раньше. 
  3. Появление новых культурных сфер и жанров. Про это подробнее поговорим позже. 
  4. Огромная роль государственной власти в процессе развития культуры. Государство устанавливает «рамки» в виде цензуры, именно от государства идет инициатива о постройке чего-либо.
  5. Антропоцентризм. Этот термин означает, что в центре многих сюжетов стоит человек. Музыкальные произведения, литература, картины — все это основывается на образе человека, его чувств, образа жизни. До этого описывали все больше исторические события и церковные сюжеты. 
  6. При Петре издано больше книг, чем за всю предыдущую историю Русского книгопечатания.

Также одним из важных изменений при Петре I стала разработка нового шрифта. В 1708–1710 гг. Петр провел реформу алфавита. В результате был введен гражданский шрифт для печати светских изданий. Посмотрим наглядно.

Предпосылкой для таких изменений стало нововведение в моде – возрастание популярности латиницы в 1680-1690-х годах. Разработка гражданского шрифта стала компромиссом между сохранением традиций (исконные начертания букв) и распространением западной культуры. 

Как изменилась повседневная жизнь?

Повседневная жизнь, как и многие сферы жизни человека эту эпоху, претерпела серьезные изменения. Затронуты были многие аспекты , давайте немного подробнее разберемся с этим. 

В 1697—1698 годах Петр съездил в свой знаменитый «отпуск» в Европу, который назвали «Великое посольство». Об этом мы подробно рассказываем в статье «Внешняя политика Петра I». На самом деле он, конечно же, там не отдыхал, а смотрел, как люди живут, и какие у них порядки, чтобы «научиться на чужом опыте», так сказать. 

  • Именно поэтому, когда Петр вернулся в Россию, он сразу же дал указы дворянству брить бороды, носить одежду на европейский манер (знаменитый указ «О ношении немецкого платья, бритье бород и усов..»). Они были удивлены, так как не привыкли к такому, наши бояре.

Великое посольство является одной из любимых тем составителей экзамена. Достаточно часто она встречается в экзаменационном КИМе, а конкретно в 18 задании ЕГЭ. Данное задание направлено на выявление умения у учеников анализировать, формулировать цепочки «событие-последствие».

Задание. Назовите три последствия Великого посольства.

Решение. Привести в пример можно следующие последствия:
— Петр I, вдохновившись жизнью и бытом европейского народа, принял курс на активное реформирование страны по приезду. Таковыми реформами стали налог на бороду, активное строительство учебных заведений и т.д.
— Россия сменила свой внешнеполитический курс, так как союзники для борьбы с Турцией найдены не были. По этой причине целью Петра стало не Чёрное море, а Балтийское.
— Из-за неудачной попытки усиления коалиции против Турции, России пришлось заключить с Турцией Константинопольский мир в 1700 году. Россия не располагала средствами для ведения активной борьбы с Турцией, поэтому вынуждена была прибегнуть к таковым мерам. 

  • В 1698 г. Петр ввел бородовой налог. Те, кто не хотел брить бороду, должны были платить в казну налог в размере 50 рублей в год. 
  • Петр решил в 1718 г. учредить ассамблеи. Это было создано для развлечения дворян. Ассамблеи были похожи на интеллигентную вечеринку, на которой дворяне танцевали, кушали, играли, пили и общались. 
  • 1702 г.  вышла первая регулярная печатная газета для всех «Ведомости».
  • 1702 г. — создан первый публичный общедоступный театр
Почему Петр I перенимал европейскую, а не азиатскую культуру?

«Петр I прорубил окно в Европу!» — выражение, которое можно встретить, наверно, в каждом учебнике по истории. Но тут может возникнуть вопрос: «Почему окно в Европу, а не в Азию?» Давайте разбираться!

На то было несколько причин:
1) Европа во времена Петра I была более развитой частью света, чем Азия. Например, Азия не могла похвастаться развитой промышленностью, а большинство крупных стран, таких как Персия, Иран оставались сельскохозяйственными.
2) России необходимо было наладить взаимовыгодную торговлю. И рациональнее всего было выстраивать взаимодействие с европейскими странами, которые взамен на пушнину и зерно, отправляли металл, станки и так далее. 

Ну а далее давайте разберемся с такой знакомой и понятной нам сферой жизни, как образование – посмотрим, какие нововведения появились там и в каком состоянии находилась данная сфера в первую половину XVIII века. 

Образование

Петр отличался дальновидностью. Он понял, какие специалисты пригодятся ему для «скачка через это окно» – строительства кораблей, создания оружия, участия в войнах, – и начал развивать эти направления в образовании. Так он смог буквально вырастить специалистов, готовых трудиться на благо Родины. Давайте посмотрим, что конкретно было сделано в сфере образования в 18 веке. 

Образование становилось частью государственной политики. Петр понимал, что общая грамотность населения находится на низком уровне и решил серьезно взяться за образование. 

  • Формирование бессословного образования. Получение образования стало доступным для всех детей, вне зависимости от их происхождения. Однако со временем эти учебные заведения вновь стали закрытыми, сословными, кроме Медицинской школы и военных учреждений. 
  • Фактически все учебные заведения, открытые при Петре, были ориентированы на практику. Программа обучения была направлена на приобретение именно практических навыков – освоение навыков навигации в Навигационной школе, обучение инженерии, получение артиллерийских навыков. Именно таковыми отличительными характеристиками обладали: Школа математических и навигацких наук в Москве (1701 г., располагалась в Сухаревой башне), Артиллерийская (пушкарская) школа (1702 г.), Медицинская школа (1707 г.), Инженерная школа (1712 г.).  
  • 1720 г. — «Первое учение отрокам» Феофана Прокоповича. Это специальная азбука для обучения ребят. Также были изданы Букварь (Ф. Поликарпов), Арифметика (Л. Магницкий), которые были нацелены на обучение детей базовым навыкам счета и грамоты. 
  • 1714 г. — основание старейшей публичной библиотеки. Она считалась государственной и общедоступной, что еще раз подтверждает намерение Петра повысить уровень образования населения. Данная библиотека до сих пор является одной из самых крупных в России. 
  • 1714 г. — основание первого музея в России — Кунсткамеры. Название музея переводится с немецкого как «кабинет редкостей», именно поэтому набор экспонатов в музее как был, так и остается достаточно специфичным (эмбрионы и детеныши животных, особые этнические предметы одежды и т.д.). 

Следующей сферой культуры, которую мы обсудим, станет «литература» – расцвет новых жанров, появление поистине великих литературных произведений и многое другое. 

Литература

Литература «Петровской эпохи» достаточно отличалась от литературы второй половины XVIII века. В этот период писатели и литературные деятели все еще, возможно по привычке, «оглядываются» назад, описывая истории минувших дней. Именно поэтому новые европейские жанры еще не так активно использовались писателями. 

Далее мы познакомимся с одними из самых популярных литературных произведений, которые могут вам пригодиться при решении экзаменационных заданий:

  • Феофан Прокопович — «Духовный регламент»,  определявший положение власти императора и церкви в Российской империи. 
  • Посошков И.  — «Книга о скудости и богатстве» — первое в своем роде экономическое произведение, слог и смысл которого могли понять лишь образованные люди. 
  • Кантемир А.  — «На хулящих учение» — яркий пример сатиры в русской литературе. 
  • «Гистория о российском матросе Василии Кариотском» — история, описывающая заслуги сына обедневшего дворянина. Благодаря личным качествам он смог добиться успеха. Интернета не было, блогеров-мотиваторов тоже. Данная история являлась мотивацией — показывала обществу, что если работать, то все обязательно получится.
  • Сборник правил поведения в обществе и дома под названием «Юности честное зерцало» или показание к житейскому обхождению». Это книга об этикете, содержащая различные советы: начиная правилами поведения за столом и заканчивая тем, как лучше вести государственную службу.

Далее рассмотрим наиболее популярную и востребованную сферу из блока культуры среди обучающихся — архитектура и все, что с ней связано: стили и их отличительные характеристики, а также выдающиеся архитекторы этой эпохи.

Архитектура

Петр I, основав в 1703 году Санкт-Петербург и сделав его столицей, решил начать на его территории активное строительство. Следует отметить, что строительство было не повседневного или бытового характера – целью Петра была застройка Петербурга по лучшим принципам того времени, формирование из Санкт-Петербурга великого города. 

В 1714 г. был введен запрет каменного строительства везде, кроме Петербурга (запрет действовал до 1729 г.). Сделано это было с целью привлечения всех известных «архитекторов-каменщиков» на строительство в Петербург. Это, в свою очередь, повлияло и на скорость построения города. 

Преобладающим стилем этого периода являлось Петровское барокко. 

Отличительными характеристиками данного стиля являются: 

  • Отказ от византийских мотивов, перевес в сторону симметрии, строгости, сдержанности в украшениях. 
  • Прямоугольные / арочные оконные проемы. 
  • Использование различных цветов в архитектуре. 

Давайте прогуляемся с вами по улицам Петербурга и Москвы и рассмотрим все основные архитектурные объекты, которые необходимо знать для решения экзаменационных заданий.

Лефортовский дворец (Москва) 1696—1699 гг. 

  • Прообраз петровского барокко — эклектика (смешение различных стилей в одном).
  • Архитектор — Аксамитов Д. 
  • Франц Лефорт был ближайшим помощником и советником царя. Однако, удостоившись «именного» дворца, он умер через две недели после окончания строительства.
  • Место, где Анна Иоанновна разорвала кондиции – условия со стороны дворян, которые ей были поставлены перед восхождением на престол.  
  • Здание несколько раз перестраивалось. 

Петропавловская крепость (СПб) 1703 г. 

  • До 20 века выполняла функцию тюрьмы, куда помещались особо опасные преступники. 
  • В Петропавловскую крепость, в 1825 г., пытались пробиться декабристы с целью захвата важных стратегических объектов. Однако после восстания активные его участники и руководители были заключены в эту самую крепость, в одиночные камеры, с целью наиболее жестокого наказания. 
  • По углам крепости расположены укрепления — бастионы, которые получили свои названия в честь сподвижников Петра I: Меншиков бастион, Трубецкой бастион и так далее. 

Петропавловский собор (СПб) — 1712—1733 гг.

  • Подразумевалось, что здание будет выше Колокольни Ивана Великого и Меншиковой башни. Сделано это было для того, чтобы усилить значение и влияние Санкт-Петербурга в отношении других городов. Оставалось самым высоким зданием в Санкт-Петербурге до 2012 г. 
  • Автор и архитектор проекта — Доменико Трезини, первый приглашений итальянский архитектор, начавший работать в Санкт-Петербурге. 
  • Императорская усыпальница — около иконостаса в соборе находятся захоронения практически всех представителей из династии Романовых начиная от Петра I и заканчивая Николаем II. 
  • Ремонт шпиля был произведен при Николае I Петром Телушкиным – простым выходцем из крестьянского сословия, который сумел самостоятельно забраться на шпиль и починить ангела. 
Удивительные истории Петропавловского собора, или как крестьянин сумел спасти достопримечательность? 

Как уже было сказано выше, ремонт шпиля был произведен обычным крестьянином, Петром Телушкиным. Но как же так вышло, что дело фактически государственного масштаба доверили не мастеру, а простому работяге? 

Проблема заключалась в следующем – на самом пике шпиля расположен флюгер в виде ангела, который петербуржцы считали своим покровителем и к 1829 г. его состояние определялось как аварийное. Ремонт обходился очень дорого – леса, высотой 122 метра, стоили космических денег. К тому же не находилось умельцев, готовых пойти на подобного рода ремонт. 

И в этот момент, чудом, в городе оказался молодой ярославский кровельщик, Петр Телушкин. Он пообещал императору без лишних построек добраться до ангела и выполнить ремонтные работы. За свою услугу просил столько денег, сколько не жалко. 

Весь процесс поднятия и ремонта занял около полутора месяцев, Петр действительно выполнил все так, как и обещал. После этого он, естественно, стал Петербургской знаменитостью, получил щедрое вознаграждение и благодарность от самого императора. 

Петропавловский собор в Ярославле — 1736—1742 гг. 

  • Единственный памятник в Ярославле в стиле Петровского барокко. 
  • Был заложен специально для рабочих Ярославской Большой мануфактуры, открытой в 1722 г. 

Меншикова башня (Москва) — 1704—1707 гг. 

  • Другое название — Церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах. 
  • Построена по заказу Меншикова Александра Даниловича — сподвижника Петра I, генерал-губернатора Санкт-Петербурга. 
  • Архитектор — Иван Зарудный, возможно при участии Трезини. 
  • Долгое время использовалась для масонских собраний — тайных собраний сообществ, имеющих определенные, известные лишь им символику, жесты, принципы и т.д. 

Петергоф — 1710 г. 

  • В переводе с немецкого — «двор Петра». 
  • Изначальное предназначение — усадьба Петра I — место для отдыха царской семьи.
  • Знаменит обилием фонтанов, дворцов и различных насаждений — деревья, кустарники и т.д. Все это на протяжении нескольких столетий привлекает туристов со всех концов света и продолжает поражать своей красотой. 
  • Конец XVIII в. — создание знаменитого английского парка по проекту Джакомо Кваренги, итальянского архитектора. Данный парк считается первым пейзажным парком в России.  Это означает, то основное его предназначение — прогулки, созерцание, наслаждение природой. Всему этому способствует свободное расположение посадок, водоемов, сооружений. 

Летний дворец Петра I — 1710—1714 гг. 

  • Архитектор — Д. Трезини.
  • На здании размещены барельефы Северной войны, авторство которых принадлежит Андреасу Шлютеру, немецкому скульптору и архитектору.
  • Дворец предназначался для проживания в период с мая по октябрь, поэтому в нем достаточно тонкие стены, а в окнах одинарные рамы. 

Кунсткамера (СПб) — 1714 г. 

  • Строительство — Маттарнови Г., Гербель Н., Земцов М.
  • Первый антропологический музей в России — касающийся науки о человеке или о человеческой природе. 
  • Стиль — Петровское барокко. 

Здание Двенадцати коллегий — 1722 г. 

  • Архитектор — Д. Трезини. 
  • После упразднения коллегий здание занял СПбГУ — Санкт-Петербургский государственный университет. 

Далее мы рассмотрим сферу скульптуры — что-то достаточно близкое к архитектурному искусству, однако обладающее своими тонкостями и особенностями, на которые стоит обратить отдельное внимание.  

Скульптура

Яркий отпечаток в истории скульптуры того времени оставил итальянец Карло Бартоломео Растрелли. Все произведения искусства, представленные ниже, — его рук дело, в прямом смысле этого слова. 

  •  «Анна Иоанновна с арапчонком». Скульптура создана в 1744 г., в г. Санкт-Петербурге. 
  • Бюст Меншикова. Скульптура была создана в 1716 г. Это первая портретная работа Растрелли.
  • Скульптуры летнего сада. Некоторая часть скульптур, расположенных в летнем дворце, была выполнена Растрелли. 

Чуть более насыщенным ответвлением в культуре этого периода стала живопись.  

Живопись

Данная форма искусства, в Петровский период, также претерпела некоторые изменения: на первый план вышла светская живопись, активно начал развиваться портретный стиль.

В таблице ниже приведены наиболее яркие работы представителей изобразительного искусства того времени. Нам следует познакомиться с ними чуточку ближе. 

Название картины Год созданияАвтор Изображение
Петр I в Полтавской битве1724 г. И. Таннауэр
Портреты цесаревен Анны и Елизаветы Петровны1717 г. Л. Каравак
Петр I на смертном ложе1725 г.И. Никитин 
Автопортрет с женой1729 г. А. Матвеев

И у нас остается еще одно направление в культуре — музыка.

Музыкальная культура

Говоря о новшествах этой эпохи, следует отметить, что в музыке появился новый жанр — кант. 

Канты — это многоголосные песни, которые были как церковными, так и светскими. 

Их называли хвалебными, так как при Петре их сочиняли для восхваления побед русского войска, которых на тот момент было достаточно. Эта тема была одной из наиболее популярных на тот момент, что и способствовало зарождению нового жанра. 

Культура эпохи Дворцовых переворотов

Культура эпохи Дворцовых переворотов (1725–1762 гг.) в целом продолжала вектор Петра I. В этот период происходит новый виток в развитии образования, активно развивается литература, появляются новые направления в живописи и так далее.

Образование

Образование в этот период подвергается серьезным изменениям – активное развитие имеющихся, открытие новых образовательных учреждений и т.д. Давайте немного подробнее рассмотрим эту тему:

  • 1725 г. — открытие Петербургской Академии наук. План был разработан еще при Петре I, но открыла академию Екатерина I. Академия занималась как обучением студентов, так и научной деятельностью. 
  • 1731 г. Сухопутный шляхетский военный корпус — первый кадетский корпус – начальное военное учреждение, подготавливающее к военной / государственной службе в России. 
  • 1752 г. Морской шляхетский корпус. Слово «шляхта» означает «дворянство». Соответственно, шляхетский — это предназначенный для дворян.
  • 1759 г. Пажеский корпус — военно-учебное заведение, поставлявшее кадровых офицеров лейб-гвардии. 
  • 1755 г. — открытие Московского университета Ломоносовым и Шуваловым. Гимназии для разночинцев и дворян. Первые ученики — Новиков, Баженов, Аничков, Фонвизин и так далее. 

Следующее на очереди направление в искусстве — литература. Она была достаточно развита в эту эпоху, о чем может свидетельствовать большое количество литературных произведений, дошедших и до наших дней. 

Литература

Основным стилем в литературе являлся классицизм — стиль, в основе которого лежит борьба сердца и разума. Основной целью классицизма является построение лучшего общества, думающего рационально, опирающегося на факты, а не на пристрастия. Подробнее узнать об этом литературном стиле вы сможете в нашей статье «Историко-литературный процесс и направления литературы. Классицизм и сентиментализм».

В 18 веке существовала развитая система жанров: 

  • Торжественная ода — в основе жанра лежит идея поэтического восторга. Ода описывает только выдающиеся события, тематика которых в основном сводится к прославлению и величию страны и его правителя. 

Создателем жанра является М. Ломоносов: «На день восшествия на Всероссийский престол Елизаветы Петровны». В этом жанре писали также В. Тредиаковский — «Ода о непостоянстве мира», А. Сумароков — «На победы Петра Великого» и так далее. 

  • Элегия — жанр, затрагивающий целый спектр человеческих чувств: от печали до лирического раздумья (о смысле жизни, о жизни и смерти и т.п.). 

Впервые опыты русской элегии появились у В. Тредиаковского. Немалую роль в ее развитии сыграли Г. Державин, М. Муравьев и А. Сумароков. 

  • Басня в России басни пользовались огромным уважением. 

Представителями этого жанра являлись В. Тредиаковский — «Волк и ягненок», И. Барков — «Осел и старый пастух» и несколько других. 

  • Трагедия данный жанр пришел в русскую литературу из Франции, объединив целый спектр страстей и эмоций. В основе произведения лежит какой-либо неразрешимый конфликт, а итогом всего произведения зачастую является гибель персонажа.  

Одними из признанных русских трагиков считаются А. Сумароков и его трагедия «Хорей», и М. Ломоносов, написавший трагедии «Тамира и Селим», «Демофонт» и так далее. 

  • Комедия жанр, который подразумевал под собой высмеивание человеческих пороков, разрешение запутанных интриг и так далее. 

Наиболее популярным произведением, написанным в данном жанре в 18 веке, является «Недоросль» Д. Фонвизина

Задание №7 ЕГЭ нацелено на работу с культурой и охватывает промежуток с VII по XX века. Наиболее встречающимися в данном задании являются памятники / деятелем / характеристики именно VIII-XIX веков, так как этот промежуток был богат на памятники культуры.

Для того чтобы успешно справиться с этим заданием, необходимо четко знать основных деятелей культуры и их произведения. Ниже мы обозначим те фамилии и характеристики эпохи XVIII века, которые чаще всего встречаются в рамках экзамена, а значит, их точно необходимо выучить.

Литература:
— «Юности честное зерцало» — данные правила были установлены в XVIII в.;
— Д. Фонвизин — комедия «Недоросль»;
— Феофан Прокопович — «Духовный регламент».

Архитектура:
— Ф. Растрелли — активно строил дворцы: Екатерининский дворец, Зимний дворец, Большой Петергофский дворец;
— Д. Трезини — Петропавловский собор, Летний дворец Петра I.

Живопись:
— И. Никитин — знаменитый портретист: портрет Петра на смертном одре, портрет канцлера Головкина;
— А. Матвеев — портретист-реалист: портреты И. А. Голицына и А. П. Голицыной;
— А. Антропов — художник-живописец, портретист: портрет Екатерины II, портрет Петра III. 

Архитектура

Архитектура эпохи дворцовых переворотов характеризуется особой торжественностью, обилием лепнины и скульптур. Если говорить на современном языке, то описать это можно было фразой «дорого-богато». Давайте убедимся в этом сами, изучив основные архитектурные объекты этой эпохи.

Почему среди архитекторов XVIII века большинство имен зарубежных?

Ответ на данный вопрос вполне себе логичный: Петр стремился европеизировать культуру, а помочь ему в этом могли лишь европейские мастера и умельцы. В процессе своих путешествий по Европе Петр I активно заводил новые знакомства, находя среди них искусных мастеров своего дела.

Показав себя и свое умение в Петровской эпохе, данных мастеров приглашали и для возведения других архитектурных объектов во времена Дворцовых переворотов. 

Искусство

В данный период времени было создано совсем немного таких произведений искусства, слава о которых дошла и до наших дней. В основном шедевры создавал художник А. П. Антропов. Он один из первых в стране художников, начавших писать светские (то есть не церковные) портреты. Писал Антропов в стиле барокко.

Одни из самых известных его работ — автопортрет и портрет А. М. Измайловой — статс-дама, ближайшая подруга Елизаветы Петровны. 

Стоит отметить, что XVIII век называли «век портретов» и это не просто так — в этот период появляется большое количество разновидностей этого жанра: автопортрет, парадный портрет, изображение на одном полотне сразу двух людей и т.д. 

В период правления императрицы Елизаветы Петровны были организованы первые картинные галереи при дворе. 

На этом обсуждение культуры первой половины XVIII завершается. Мы обсудили с вами основные памятники этого периода, рассмотрели их характеристики и отличительные черты. Следующей эпохой в истории нашего государства станет «Екатерининская» или период правления Екатерины Великой. Ознакомиться с культурой этого времени вы сможете прочитав статью «Русская культура XVIII века. Часть 2. Культура в эпоху Екатерины II »

Термины

Империя — тип государства, во главе которого стоит монарх. Отличается своей международной значимостью (мировая держава) и многонациональным общественным составом. 

Цензура — система надзора за информацией, поступающей в массы. 

Сатира — жанр, являющийся комедийным, высмеивающим проблемы общества / пороки и т.д.

Коллегии — центральные органы управления в Российской империи, разделенные по отраслям (что-то наподобие министерств в современном мире). Были созданы взамен приказной системы, сформированной Иваном III. Устранены коллегии были в 1803 году, их заменили на министерства. 

Разночинцы — люди, не принадлежащие ни к одному из сословий. К ним относились низшие придворные, отставные воинские служители и их дети, дети личных дворян (до 1818 г.)

Фактчек

  • В начале 18 века в России правил Петр I. В эпоху его правления Россия стала империей, а Петр I — императором. Император решил не только развивать страну по традиционному, исконно русскому пути, но и вносить черты европейской культуры.
  • При Петре был разработан новый шрифт, прошла реформа алфавита и издано больше книг, чем за всю предыдущую историю книгопечатания в нашей стране.
  • Петр понимал, что общая грамотность населения находится на низком уровне и решил серьезно взяться за образование, которое становилось частью государственной политики.
  • В 1703 году появился Санкт-Петербург, который сделали столицей России. Именно поэтому его начали застраивать дворцами и соборами в стиле барокко, привлекая иностранных архитекторов.
  • Культура эпохи Дворцовых переворотов продолжала вектор политики Петра I. В этот период происходит новый виток в развитии образования, активно развивается литература, появляются новые направления в живописи и так далее.
  • Основным стилем в литературе стал классицизм, главной целью которого является построение лучшего общества, думающего рационально, опирающегося на факты, а не на пристрастия.
  • XVIII век называли «веком портретов», и в период правления императрицы Елизаветы Петровны были организованы первые картинные галереи при дворе. 
  • Во времена дворцовых переворотов культура не стояла на месте и активно двигалась вперед. Здания строились все в том же стиле барокко, образование стремительно развивалось, а в литературе появлялись все новые и новые жанры. 

Проверь себя 

Задание 1.
Как назывались мероприятия, учрежденные Петром I для дворянского досуга?

  1. ассамблеи
  2. светские встречи
  3. балы
  4. концерты

Задание 2.
Как назывался первый музей в России, учрежденный Петром I в Санкт-Петербурге?

  1. Музей живописи
  2. Кунсткамера
  3. Музей военной техники
  4. Дом искусств 

Задание 3.
Что за здание изображено на иллюстрации?

  1. Здание Сената
  2. Зимний дворец
  3. Смольный собор
  4. Летний дворец Петра 

Задание 4.
Наиболее популярным жанром в изобразительном искусстве в эпоху Петра I дворцовых переворотов считается…

  1. натюрморт 
  2. пейзаж 
  3. портрет
  4. иллюстрация

Задание 5.
Крылатое выражение «прорубил окно в Европу» проявлялось в России в процессе…

  1. Начала активной военной деятельности против всех Европейских стран.
  2. Перенимания европейской культуры / европейских традиций. 
  3. Введения в России английского языка качестве второго основного.
  4. Формирования немецкой слободы на территории Российской империи. 

Ответы: 1. — 1; 2. — 2; 3. — 2; 4. — 3; 5. — 2.

Понравилась статья? Оцени:
Читайте также:

Читать статьи — хорошо, а готовиться к экзаменам
в самой крупной онлайн-школе — еще эффективнее.

50 000
Количество
учеников
1510
Количество
стобальников
>15000
Сдали на 90+
баллов