Халькогены. Сера, сероводород и сульфиды

31.1.2023

• Как сера побеждает ртуть?
  • Чем так коварен сероводород?

В этой статье мы рассмотрим интересный химический элемент, который имеет три внешних облика, образует металлические руды и входит в состав газа с очень неприятным запахом. Да-да, это все про серу.

Халькогены. Общая характеристика

Халькогены, что в переводе означает «образующие руды» (название связано с наличием халькогенов в медных рудах) образуют элементы VIA группы Периодической системы: кислород O, сера S, теллур Te и полоний Po. Все элементы — неметаллы, кроме полония — он проявляет металлические свойства.

На внешнем энергетическом уровне (ВЭУ) у халькогенов по шесть электронов, электронная конфигурация ВЭУ: ns2ns4.

В невозбужденном состоянии халькогены имеют валентность II — 2 неспаренных электрона на ВЭУ.

Халькогены довольно широко распространены в природе. Кислород является составной частью воздуха, входит в состав воды, горных пород земной коры. Сера встречается во многих минералах: например, Cu2S — медный блеск, FeS2 — пирит, HgS — киноварь.

Как сера побеждает ртуть?

Ртуть — очень токсичное вещество, ее пары могут привести к отравлению. Поэтому, если ртуть оказалась на открытом воздухе, например, вытекла из разбитого градусника, ее нужно как можно быстрее собрать и утилизировать.

А что делать, если ртуть оказалась в труднодоступном месте? В таком случае сотрудники МЧС засыпают этот участок порошкообразной серой. Между ртутью и серой происходит химическая реакция, и образуется киноварь — совершенно безопасное для человека вещество.

Сера

Сера — элемент VI группы главной подгруппы таблицы Менделеева. На внешнем слое атом серы имеет две электронные пары и полностью свободный d-подуровень.

Следовательно, для атома серы, кроме основного, возможны также два возбужденных состояния. В первом возбужденном состоянии разделяются спаренные электроны p-подуровня, количество неспаренных электронов на ВЭУ — 4, валентность IV. Во втором возбужденном состоянии — при распаривании обеих электронных пар — она имеет шесть неспаренных электронов, а значит, ее максимальная валентность равна VI (то есть в соединениях сера максимально может образовывать 6 химических связей):

Степени окисления серы в неорганике логичны:

• высшая степень окисления равна номеру группы: +6;
  • низшая степень окисления определяется по формуле «номер группы — 8»: -2;
  • промежуточные степени окисления в большинстве своем четные: +2, +4.

Набор степеней окисления серы: -2, 0, +2, +4, +6.

У серы, как у углерода и кремния есть несколько аллотропных модификаций, в виде которых она может существовать, и которые отличаются своими физическими свойствами.

В природе же сера встречается в самородном виде, в виде различных минералов — сульфидов (например, ZnS, FeS2, HgS) и сульфатов (CaSO4·2H2O, Na2SO4·10H2O).

Химические свойства серы

Химическая активность серы не очень велика. Сера не обладает такой высокой электроотрицательностью, как, например, у галогенов, поэтому в подавляющем большинстве случаев проявляет восстановительные свойства. То есть в ОВР она выступает в роли «жертвы»: она слабо притягивает к себе электроны, поэтому «их можно у нее отнять». Но она может быть и окислителем, а значит, реагировать как с металлами, так и с неметаллами.

1. Реакции с неметаллами. Сера взаимодействует практически со всеми неметаллами с образованием бинарных соединений, за исключением азота и иода, потому что у них низкая активность.

С водородом взаимодействие приводит к образованию сероводорода:

H2 + S = H2S

Горение серы приводит к образованию сернистого газа:

S + O2 = SO2

С галогенами (кроме иода) образуются галогениды, например, хлорид серы:

S + Cl2 = SCl2

С фосфором образуется сульфид фосфора:

2S + 3S  = P2S3

2S + 5S = P2S5

1. Реакции с металлами. Сера здесь будет проявлять свойства окислителя и образовывать с металлами сульфиды. С щелочными металлами реакция идет без нагревания, а со всеми остальными — при нагревании.

Например, образование сульфида алюминия:

3S + 2Al = Al2S3

Помним, что железо восстановится только до +2, так как сера хоть и является здесь окислителем, но довольно слабым:

Fe + S = FeS

1. Реакции со сложными веществами. Со сложными веществами протекают ОВР реакции. Электроотрицательность серы невысокая. А это значит, что она является типичным восстановителем, но может также диспропорционировать.

Азотная кислота окисляет серу до серной кислоты:

Серная кислота тоже окисляет серу, но уже до сернистого газа:

И до сернистого газа окисляет серу бертолетова соль:

3S + 2KClO3 = 3SO2 + 2KCl

Взаимодействие серы с сульфитами (при кипячении) приводит к образованию тиосульфатов:

S + Na2SO3 = Na2S2O3

Сера — один из тех неметаллов, которые могут взаимодействовать с растворами щелочей. Так как щелочи не обладают выраженными окислительными или восстановительными свойствами, в процессе этой реакции сере «приходится играть обе роли»: и окислителя, и восстановителя. Поэтому она сама и понижает, и повышает степень окисления (диспропорционирует):

Получают серу в промышленности открытым способом на ее месторождениях или из вулканов. В лаборатории применяют следующие способы:

1. Неполное окисление сероводорода

2H2S + O2 = 2S + 2H2O

1. Взаимодействие сероводорода с оксидом серы

2H2S + SO2 = 3S + 2H2O

Сероводород H2

Сероводород H2S — ядовитый газ с неприятным запахом тухлых яиц. Его раствор в воде называется сероводородной кислотой. Геометрическая форма молекулы сероводорода — уголковая молекула, как и у молекулы воды.

pm = пикометр = *10⁻¹²м

Чем так коварен сероводород?

Кроме своего неприятного запаха, этот газ еще и очень ядовит. Особенно опасно его свойство притуплять обоняние, из-за чего человек при отравлении перестает замечать пары сероводорода. Сероводород может попасть в организм не только через дыхание, но и трансдермальным путем, то есть через кожу. Молекулы газа легко могут проникнуть во все человеческие клетки и блокировать доставку кислорода.

Сероводород в больших количествах выделяется на мусорных полигонах, выгребных ямах, канализациях, где происходят процессы гниения, на предприятиях по производству целлюлозы, и загрязняет атмосферу. Во многих российских городах уже отмечается превышение допустимой нормы содержания сероводорода в воздухе.

Сероводородная кислота как типичная кислота будет вступать в основно-кислотные взаимодействия со своими противоположностями: основаниями, основными оксидами, некоторыми амфотерными оксидами и гидроксидами.

За счет степени окисления -2 H2S проявляет свойства восстановителя («сера богата электронами, ее можно ограбить»), а значит, он будет вступать в реакции с окислителями.

1. Реакции с металлами до H2.

Как и любая кислота-неокислитель, сероводородная кислота будет реагировать с металлами, стоящими в ряду активности до водорода, с вытеснением из нее водорода.

1. Основно-кислотное взаимодействие.

Сероводородная кислота, очевидно, обладает кислотными свойствами. А что это значит? Это значит, что она будет вступать в реакции со своими противоположностями: основаниями, основными оксидами. Как и в любых основно-кислотных взаимодействиях, в этих реакциях образуются соли — сульфиды

Например, взаимодействие сероводорода с гидроксидом калия с образованием сульфида калия:

H2S + 2KOH = K2S + 2H2O

В избытке сероводорода образуется кислая соль — гидросульфид калия:

H2S(изб.) + KOH = KHS + H2O

Так как сероводородная кислота — кислота слабая, она не будет реагировать с амфотерными оксидами и нерастворимыми основаниями.

1. Реакции ионного обмена.

Как и все кислоты, H2S является электролитом (то есть может распадаться на ионы) и вступает в реакции ионного обмена с другими электролитами с образованием осадка, газа или воды.

С солями Ag⁺, Pb²⁺, Cu²⁺, Cd²⁺, Hg²⁺ образуются нерастворимые сульфиды черного цвета. Реакции с солями этих металлов — качественные на сульфид-ион.

H2S + Pb(NO3)2 = PbS↓ + 2HNO3

1. Реакции с окислителями.

За счет степени окисления -2 сера в сероводороде проявляет свойства восстановителя («жертвы»), а значит, вступает в реакции с различными окислителями. Как восстановитель в ОВР она чаще всего повышает степень окисления до ближайшего устойчивого нуля. И только о-о-очень сильные окислители способны окислитель ее по максимуму — до +6 (HNO3(конц), Cl2).

Хлор и бром окисляют сероводород до простого вещества серы:

H2S + Br2 = 2HBr + S (с Cl2 аналогично)

В водном растворе хлор окисляет сероводород до серной кислоты:

H2S + 4Cl2 + 4H2O = H2SO4 + 8HCl

Концентрированная азотная кислота окисляет сероводород до простого вещества серы:

H2S + 2HNO3(конц.) = S + 2NO2 + 2H2O

При кипячении сера окисляется до серной кислоты:

H2S + 8HNO3(конц.) =  H2SO4  +  8NO2   +   4H2O

Серная кислота также окисляет серу до простого вещества:

H2S + H2SO4(конц.) = S + SO2 + 2H2O

Сульфиды

Сульфиды — это бинарные соединения серы и металлов или некоторых неметаллов, соли сероводородной кислоты.

По растворимости в воде и кислотах сульфиды разделяют на:

1. Растворимые в воде. Это сульфиды щелочных металлов и аммония.

Они реагируют с минеральными кислотами с образованием сероводорода. Это еще одна качественная реакция на сульфид-ионы, признак: выделение газа с неприятным запахом.

ZnS + 2HCl = ZnCl2 + H2S↑

1. Нерастворимые в воде, но растворимые в минеральных кислотах. Это сульфиды остальных металлов до железа включительно. С кислотами они реагируют аналогично.
  1. Нерастворимые ни в воде, ни в минеральных кислотах. Черные сульфиды (CuS, HgS, PbS, Ag2S, NiS, CoS).
  1. Гидролизуемые водой. Сульфиды алюминия и хрома. В воде они разлагаются на основание и сероводород:

Al2S3 + 6H2O = 2Al(OH)3 + 3H2S

• Халькогены — химические элементы VIA группы Периодической системы. В нее входят кислород O, сера S, теллур Te и полоний Po. Электронная конфигурация внешнего электронного уровня атома в основном состоянии ns2np4.
  • Возможные степени окисления серы: -2, -1, 0, +1, +2, +4, +6.
  • Существует три аллотропные модификации серы: ромбическая, моноклинная и пластическая сера.
  • В подавляющем большинстве случаев сера проявляет восстановительные свойства.
  • Бинарное водородное соединение серы — сероводород — является слабой кислотой, вступает в характерные реакции ионного обмена.

Чему равна минимально возможная степень окисления?

1. +4
  2. -2
  3. -4
  4. 0.

С каким из неметаллов сера не будет реагировать?

1. хлор
  2. углерод
  3. кислород
  4. азот

С каким веществом будет реагировать сера?

1. гидроксид калия
  2. сульфат натрия
  3. гидроксид алюминия
  4. вода

Какой сульфид не растворяется даже в растворах кислот?

1. сульфид калия
  2. сульфид железа(II)
  3. сульфид бария
  4. сульфид кадмия

Ответы: 1. —  2; 2. — 4; 3. — 1; 4. — 4.