Умскул учебник стремится стать лучше! Если вы наткнулись на ошибку или неточность в нашем материале - просто сообщите нам, мы будем благодарны!
Русский язык

Структура сочинения ЕГЭ по русскому языку

3.8.2023
7070

На этой странице вы узнаете

  • Какая страшилка есть в критериях оценки сочинения?
  • Может ли двоиться наше восприятие текста?
  • Когда стоит соответствовать чужим ожиданиям?

Сегодня мы обратимся к самому объемному и «дорогому» заданию из ЕГЭ — сочинению. По структуре сочинение можно сравнить с фирменным слоеным тортом. Его слои всегда идут в одном порядке и имеют определенную начинку, а главное — сочетаются друг с другом, чтобы было вкусно. В этой статье будем разбираться, как написать такое же «вкусное» сочинение.

Текст. Смысловая и композиционная целостности текста 

Чтение – неотъемлемая часть нашей жизни с самого детства. Сначала это сказки, потом разные художественные произведения, учебники. Мы читаем новости, сообщения друзей и эту статью. Любая информация в печатном виде — это текст, который сам по себе имеет несколько определяющих характеристик:

  • Тема — основная мысль текста. Мы можем определить ее, задав вопрос: «О чем (о ком) этот текст?»
  • Идея — причина написания текста. Чтобы ее понять, задаем вопрос: «Для чего написан текст?»
  • Смысловая целостность — необходимость того, чтобы каждая часть текста была посвящена одной теме и идее.
  • Композиция — структура текста (последовательность событий, описаний или рассуждений). Структура зависит от смысловых частей. 

Понимание композиции текста приводит нас к такому важному термину, как композиционная целостность.

Композиционная целостность — логичное соблюдение структуры текста.

Это значит, что все смысловые части текста должны идти в нужном порядке. Например, в художественном тексте есть завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка, которые всегда идут именно в таком порядке. Если же мы поменяем этот порядок, композиционная целостность будет нарушена.

Будет ли текстом сочинение, которое мы напишем? Конечно! Когда мы сами становимся автором текста, то поддержание композиционной целостности ложится на наши плечи. Композицию сочинения на ЕГЭ условно можно описать следующим образом:

  1. Вступление. В этой части мы обозначаем проблему, то есть пишем, каким вопросом задается автор.
  2. Комментарий. Тут мы опираемся на текст, чтобы порассуждать о вопросе. Для этого достаточно двух примеров-иллюстраций.
  3. Авторская позиция. По тексту этой части мы можем понять, что думает сам автор о рассматриваемом вопросе, и указать его мнение.
  4. Собственная позиция. Мы, в свою очередь, можем согласиться с автором, а можем занять противоположную точку зрения. Спойлер: лучше соглашаться.
  5. Заключение. Здесь мы обычно подводим итоги рассуждений, пишем главные мысли по проблеме.

Чтобы эксперты могли оценить сочинение, вводятся критерии проверки. Каждый из первых четырех в таблице ниже соответствует отдельной смысловой части сочинения, а последний проверяет логичность:

КритерийСколько первичных баллов можно получитьКак получить баллы
К11Верно обозначить предмет рассуждений автора.
К25Привести два примера из текста с пояснениями, а также обозначить связь между ними.
К31Верно обозначить авторскую позицию.
К41Обозначить свое отношение к вопросу, а также подтвердить его аргументом.
К52Верно разделить текст на абзацы, а также вести в каждой части рассуждение по одному и тому же вопросу, названному во вступлении. То есть тут проверяется соблюдение композиционной и смысловой целостности.

Сочинение — довольно трудная задача. Как известно, чтобы решить большую задачу, лучше разбить ее на много маленьких. Так и сделаем! Рассмотрим каждую из частей по порядку.

Вступление 

Во вступлении мы обозначаем, о чем будем рассуждать. Если на ОГЭ мы давали определение понятия (какого-либо явления, чувства, предмета) и затем доказывали, что верно понимаем его, фактически рассуждая по теме, то на ЕГЭ рассматривается проблема.

Проблема в сочинении ЕГЭ — вопрос, который беспокоит автора.

Это могут быть вопросы разных категорий: социальные, экологические, нравственные, даже философские. Например, в чем значение искусства, или какой человек действительно свободен, или допустимо ли потребительское отношение к природе

Во вступлении мы можем обозначить проблему одним предложением, а можем добавить к нему небольшой комментарий. Главное — не забывать, что это неосновная часть сочинения, поэтому вступление не может быть объемным.

Какая страшилка есть в критериях оценки сочинения?

Говорят, что однажды на темном-темном экзамене по русскому один маленький выпускник заблудился. Сидя за темной-темной партой в темной-темной аудитории, он неправильно обозначил проблему в сочинении и потерял целых 8 первичных баллов…

К сожалению, это правда. Если проблема выбрана неверно или даже просто неправильно сформулирована, то эксперты снимают баллы по нескольким критериям: от К1 до К4. Нельзя ведь рассуждать о проблеме, если проблема не та!

Как же верно сформулировать проблему?

Способы формулировки проблемы 

Есть всего два способа постановки проблемы: 

Первый способ более громоздкий — почему так? Дело в том, что само понятие не может быть проблематичным. 

Сравним формулировки «проблема искусства» и «проблема ценности искусства». На экзамене зачтут только вторую, потому что проблемой будет лишь непонимание некоторыми людьми ценности искусства, а не искусство само по себе. 

Именно чтобы формулировать проблему корректно, мы используем универсальный конструктор: «“проблема” + существительное в Родительном падеже (понимания, важности, проявления и др.) + сама проблема».

Второй способ формулировки проблемы проще, поэтому многие на экзамене выбирают именно его. Риторический вопрос — такой вопрос, который не требует ответа. Возьмем наш пример с искусством и зададим вопросы: почему искусство важно? Какую роль играет искусство в жизни человека? В чем ценность искусства?

Конечно же, проблема не просто заявляется, а органично вплетается в текст работы. Тут нам помогут клише (готовые фразы, которые можно использовать в сочинении, просто заполнив пропуски своим текстом):

  • В предложенном тексте автор поднимает проблему…
  • …? Именно этим вопросом задается автор предложенного текста.

Чтобы сформулировать проблему, ее надо найти в большом тексте, где могут быть иносказания, метафоры, которые затрудняют выделение авторской мысли. В следующем разделе мы узнаем, как без труда выловить эту рыбку из пруда.

Определение проблемы 

Разбираться с тем, как найти в тексте проблему, лучше на примере.

Потренируемся формулировать тему, идею и проблему текста на примере задания 27 ЕГЭ, которое всегда формулируется следующим образом:

Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте свое отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Таким был текст на реальном экзамене в 2023 году:

Любовь — это неведомая страна, и мы все плывем туда, каждый на своем корабле, и каждый из нас на своем корабле капитан и ведет корабль своим собственным путем.

Я пропустил первую порошу, но не раскаиваюсь, потому что перед светом явился мне во сне белый голубь, и когда я потом открыл глаза, я понял такую радость от белого снега и утренней звезды, какую не всегда узнаешь на охоте.

Вот как нежно, провеяв крылом, обнял лицо теплый воздух пролетающей птицы, и встает обрадованный человек при свете утренней звезды, и просит, как маленький ребенок: звезды, месяц, белый свет, станьте на место улетевшего белого голубя! И такое же в этот утренний час было прикосновение понимания моей любви как источника всякого света, всех звезд, луны, солнца и всех освещенных цветов, трав, детей, всего живого на земле.

И вот ночью представилось мне, что очарование мое кончилось, я больше не люблю. Тогда я увидел, что во мне больше ничего нет и вся душа моя как глубокой осенью разоренная земля: скот угнали, поля пустые, где черно, где снежок, и по снежку — следы кошек.

…Что есть любовь? Об этом верно никто не сказал. Но верно можно сказать о любви только одно, что в ней содержится стремление к бессмертию и вечности, а вместе с тем, конечно, как нечто маленькое и само собою непонятное и необходимое, способность существа, охваченного любовью, оставлять после себя более или менее прочные вещи, начиная от маленьких детей и кончая шекспировскими строками.

Большая вода выходит из своих берегов и далеко разливается. Но и малый ручей спешит к большой воде и достигает даже и океана. Только стоячая вода остается для себя стоять, тухнуть и зеленеет.

Так и любовь у людей: большая обнимает весь мир, от нее всем хорошо. И есть любовь простая, семейная, ручейками бежит в ту же прекрасную сторону. И есть любовь только для себя, и в ней человек тоже как стоячая вода.

По М.М. Пришвину

Решение.
1. Для начала определим тему и идею текста. 

О чем этот текст? О любви. Автор упоминает это чувство повсеместно, рассуждает о нем, начинает и заканчивает повествование словами о любви.

Для чего написан текст? Автор показывает нам, что любовь — это красивое и сильное чувство. Более того, нам становится понятно, что оно необходимо. В последнем абзаце автор сравнивает любовь к другим людям с движением, объятиями, развитием, а самолюбие — со стоячей водой. Также мы понимаем, что благодаря любви мы можем сами управлять своей судьбой, как «капитаны корабля». 

2. Теперь рассмотрим, что автор пишет по теме, на чем акцентирует внимание:

«Любовь — это неведомая страна, и мы все плывем туда, каждый на своем корабле».

«Что есть любовь? <…> В ней содержится стремление к бессмертию и вечности, <…> способность существа, охваченного любовью, оставлять после себя более или менее прочные вещи…»

«Так и любовь у людей: большая обнимает весь мир, от нее всем хорошо». 

Итак, Пришвин объясняет нам, почему важна любовь, что она дает человеку. Эти цитаты помогают нам проанализировать текст, их можно подчеркивать в бланке. Теперь мы готовы написать нашу проблему.

3. На основе этого формулируем проблему:

4. Процесс определения проблемы творческий, и мы можем получить разные результаты. Например, можно было рассмотреть следующие отрывки:

«И вот ночью представилось мне, что <…> я больше не люблю. Тогда я увидел, что во мне больше ничего нет и вся душа моя как глубокой осенью разоренная земля…»

«И есть любовь только для себя, и в ней человек тоже как стоячая вода».

Здесь проблема будет другой: можно ли жить без любви? Что будет, если человек перестанет любить?

В текстах на ЕГЭ всегда несколько проблем, но мы вольны выбрать любую. Запомните, что сочинение мы пишем только по одной — если во вступлении проблем будет указано несколько, то структура потребует от нас раскрытия каждой. Это добавляет в сочинение дополнительные комментарии, авторскую и собственную позицию по всем проблемам, что будет только лишней нагрузкой.

Когда проблема выбрана и указана, мы с чистой совестью переходим ко второй части.

Комментарий 

Комментарий раскрывает поставленную проблему на примерах из текста. Он является самой большой частью сочинения!

В комментарий входят два примера-иллюстрации с пояснениями, а также анализ смысловой связи между ними. 

Есть два варианта его написания:

  • Располагаем все элементы комментария последовательно в одном абзаце.
  • Выделяем в отдельные абзацы первый пример с пояснением, второй пример с пояснением и анализ связки — анализ сочетания двух примеров и того, как они соотносятся между собой. Мы рекомендуем этот вариант: если разбить комментарий на три абзаца, то визуально он понятнее, а также эксперты смогут точно проследить наличие двух примеров и связки.

Комментарий сам по себе тянет на отдельное сочинение. Мы как будто приводим два примера из текста, как было в сочинениях 9.1 и 9.2 на ОГЭ. Как мы уже выяснили, большие куски лучше разбивать на маленькие. Что у нас тогда получится? Пример-иллюстрация, пояснение, еще одна иллюстрация, пояснение, связь между ними.

А как их написать? Читаем дальше!

Иллюстрация 

Начнем с главного — что считается иллюстрацией?

Пример-иллюстрация — пример из текста, поясняющий наш выбор проблемы. Важно, чтобы он не просто подходил к теме, но раскрывал, иллюстрировал ее.

Примеры в тексте сочинения должны иметь твердую опору на текст, то есть они должны быть написаны строго по нашему тексту из задания. Нельзя привести только свои рассуждения или рассказать о другом произведении. Чтобы показать, что мы действительно опираемся на наш текст и никакой другой, лучше всего процитировать его части, но можно также привести номера предложений или пересказать эпизод. 

Кстати, всего должно быть в меру! Пересказ и цитирование должны быть минимальны, ведь в иллюстрации гораздо важнее то, как именно она раскрывает проблему, а не насколько подробно мы передали сюжет.

Перейти от вступления к иллюстрации нам снова помогут клише:

  • Рассуждая о проблеме, автор отмечает, …
  • Размышляя о проблеме, автор пишет, что…
  • В качестве примера можно привести эпизод, в котором…
  • Чтобы раскрыть проблему, автор повествует о…

Пояснение

Сразу после примера мы пишем пояснение к нему. Оно может быть даже простым, но очень важно доказать, что мы понимаем, что к чему. Например:

Размышляя о ценности любви, автор пишет: «Любовь — это неведомая страна, и мы все плывем туда, каждый на своем корабле». Таким образом он сравнивает чувство с путешествием в неизвестность, потому что любовь к другому человеку рождается внезапно и может быть совершенно непредсказуема. Тем не менее мы все стремимся к ней, как капитаны ведут корабли сквозь штормы, потому что знаем, что это прекрасное чувство стоит того.

Весь текст мы выкладываем мостиками, чтобы соблюсти логичность: от проблемы к первому примеру, от примера к пояснению. И вот от пояснения мы также должны перейти ко второму примеру. Можно это сделать, плавно двигаясь по тексту, например: «Далее автор описывает…». Тут нашими помощниками становятся наречия «также», «далее», «затем».

Пояснив второй пример, мы прокладываем мостик и между двумя примерами — он называется смысловой связью.

Смысловая связь и ее анализ 

Еще на этапе выбора примеров лучше продумать, как они будут связаны по смыслу. Это довольно творческий момент — соотнести примеры можно так, как больше нравится. 

Смысловая связь — речевой мостик между примерами-иллюстрациями, который показывает, как они соотносятся между собой.

Обычно выделяют несколько видов отношений между иллюстрациями: 

  • уточнение,
  • противопоставление,
  • сравнение,
  • причинно-следственные отношения.

Чтобы завершить наш комментарий, мы указываем, что нам дает такая связь. Тут очень важно помнить, что анализ связки не должен повторять пояснение к какому-либо из примеров или авторскую позицию. 

Анализ связки — одно-два предложения, содержащие новую мысль, которую можно вынести только из сочетания двух примеров.

Легче всего показать разные связки и их анализ на примере.

Вид связиПример
УточнениеОба примера дополняют друг друга, помогая нам понять, что любовь — чувство, которое должен испытать каждый.
ПротивопоставлениеПримеры противопоставлены друг другу: без любви душа человека подобна пустоши, в то время как влюбленный человек полон жизни. 
СравнениеСравнивая примеры, мы видим, что, даже если два одинаково одаренных человека приступят к делу, преуспеет тот, в ком жива любовь.
Причина-следствиеПримеры можно связать причинно-следственными отношениями. Рассмотрим их: герой следует за своей любовью, рискуя лишиться всего. Вследствие этого он добивается счастья. 

Анализ связки должен плавно подводить нас к авторской позиции. 

Авторская позиция 

Когда мы уже доказали комментарием, что автора волнует определенная проблема, можно переходить к следующей части сочинения.

Авторская позиция — ответ на вопрос, поставленный в качестве проблемы. 

Итак, этот элемент теснее всего связан с проблемой. Если мы ставим авторскую позицию после проблемы и она служит решением, то все верно! Если же нет, то коварные эксперты снимут баллы и по К3, и по К4 — еще одна страшилка. 

Чтобы не ошибиться на экзамене, попрактикуемся еще.

Вернемся к тексту М.М. Пришвина. Мы уже в предыдущей практике выделили два основных варианта постановки проблемы. Можем написать авторскую позицию по каждому, но опять же помним, что на экзамене мы будем рассматривать только один.

1. Как любовь влияет на человека?

Автор в самом тексте дает ответ на этот вопрос: «Так и любовь у людей: большая обнимает весь мир, от нее всем хорошо». 

Мы имеем право частично или полностью цитировать текст, чтобы отразить авторскую позицию:

Автор считает, что любовь заставляет людей испытывать положительные чувства, что она «обнимает весь мир».

2. Может ли человек жить без любви?

Мы также уже нашли ответ на этот вопрос в тексте: «…во мне больше ничего нет и вся душа моя как глубокой осенью разоренная земля…»

Мы видим, что, по мнению автора, жить без любви нельзя.

Автор считает, что человек не может жить без любви, потому что тогда внутри него будет пусто. Он сравнивает таких людей со стоячей водой, лишенной жизни.

Для написания авторской позиции тоже есть несколько клише:

  • По мнению автора, …
  • Позиция автора понятна/ясна/такова: …
  • Итак, автор убежден, что…

Здесь слово «автор» можно также заменить на его фамилию с инициалами, чтобы разнообразить текст. Мы можем как полностью копировать клише, так и видоизменять их под себя.

Может ли двоиться наше восприятие текста?

Позиция автора может не совпадать с позицией или действиями героев текста. Тогда наше восприятие текста двоится. Например, если персонажи ломают деревья в лесу, то мы понимаем, что это неправильно с моральной стороны. Понимает это и автор.

Писатель может показать отношение к поступкам своих героев только через слова: эмоционально-оценочную лексику, вводные конструкции, средства выразительности. Посмотрим:

Боже, какими правыми они себя чувствовали! Как гордились своим гадким поступком! — восклицания и междометия подчеркивают иронию. А эпитет «гадкий» показывает, что автор осуждает поступок героев.

К сожалению, ничего не выходило, как бы Ваня ни старался загладить вину — вводное слово «к сожалению» отражает мнение автора. Мы видим, что он сочувствует герою.

На этом этапе основной анализ текста заканчивается, и в следующем абзаце мы получаем возможность высказать свое мнение.

Формулирование и обоснование своей позиции 

Сразу после авторской позиции в сочинении идет наша собственная. Этот элемент состоит из двух частей, которые при желании даже можно записать в разные абзацы: отношение к мнению автора и аргументация.

  1. С первым все просто: мы можем согласиться с автором, согласиться лишь частично или же возразить. Учитывая нравственный характер поднимаемых проблем, мы соглашаемся в 99% процентах случаев, а несогласие может быть даже расценено как этическая ошибка. Если же этика требует от нас возразить, то лучше пересмотреть авторскую позицию: возможно, текст раздвоился, и мы спутали мнение автора с мнением кого-то из героев текста.

Даже клише направлены на поддержку точки зрения автора:

  • Трудно/нельзя не согласиться с автором;
  • Я поддерживаю мнение автора, потому что…
  • Я согласен(на) и считаю, что…
  1. Вторая часть собственной позиции — подтверждение наших мыслей. Тут железно можно обратиться к литературе, вспомнив, где еще рассматривалась подобная проблема: 

Может ли человек жить без любви? Базаров, герой произведения И.С. Тургенева «Отцы и дети», думал, что это возможно. Однако даже он влюбляется, а на смертном одре и вовсе признает свою ошибку… 

Можно написать также пример из личного опыта, но стоит помнить, что он должен быть правдоподобным и конкретным, как было и на ОГЭ.

Без аргументации наше мнение не засчитают вовсе — как на суде почти!

Ну а если мы преодолели трудности подтверждения своей позиции, то пора переходить к заключению! Сочинение почти готово.

Заключение

Финальный абзац сочинения всегда содержит заключение. Тут нам важно подвести итог: иными словами сформулировать проблему и кратко объяснить ее решение

Помогут начать этот абзац вводные конструкции «таким образом», «так», «итак». Как правило, будет достаточно и одного предложения. Но можно и разойтись:

Таким образом, тяжело переоценить роль любви в нашей жизни. Она дарит нам чувство вечного, придает сил и позволяет оставить после себя след. Если человек любил, то о нем будут помнить еще очень долго.

Для написания заключения можно в том числе обратиться и к ряду клише:

  • Подводя итоги, можно сказать, что…
  • В заключение хотелось бы отметить, что… 

Не забывайте писать от чистого сердца! А чтобы все написанное было органично и уместно, нам надо разобраться с последним понятием — речевой ситуацией.

Речевая ситуация 

Если мы ведем в мессенджере несколько диалогов сразу, мы всегда боимся перепутать их, отправив сообщение не тому человеку. Почему? Возможно, кому-то мы рассказываем секрет, который никто больше знать не должен. Но глобально все проще: мы просто общаемся с разными людьми по-разному.

Стиль нашего общения с человеком зависит от того, какие нас с ним связывают отношения. Так и складывается речевая ситуация.

Речевая ситуация — обстоятельства, при которых происходит разговор или написание (чтение) текста. 

Выделяют два элемента речевой ситуации: это говорящий и слушающий, а также место и условия разговора.

Каждый разговор или текст должен соответствовать своей речевой ситуации. Так, мы выбираем стиль общения с друзьями или семьей, а писатели выбирают нужные слова, чтобы достучаться до читателей. При этом автор научной статьи будет больше использовать термины, а в подростковом фэнтези опишут любовь, сражения и красивых волшебных существ, потому что этого и ждет целевая аудитория.

Когда стоит соответствовать чужим ожиданиям?

Соответствовать чужим ожиданиям — плохой совет, но на ЕГЭ нам приходится это делать. Мы должны помнить, что читать сочинение будут эксперты. Есть несколько правил, которые стоит соблюдать, чтобы им сочинение понравилось:

— Избегаем прямых обращений к читателю:
Вместо «Давайте беречь природу» пишем «Я бы хотел(а), чтобы люди берегли природу». Не стоит давать экспертам указания, они могут не оценить.
— Пишем честно, но вежливо:
Вместо «Автор ошибается, сейчас не нужно читать книжки, потому что можно послушать аудиокнигу и понять то же самое» пишем «Я согласен(на) с автором частично. Сейчас чтение можно заменить аудиокнигой, а смысл произведения останется тем же».
— Используем только нейтральную лексику. Это некоторый набор слов, при использовании которого в тексте не будет средств выразительности, просторечий и разговорных слов, а также особо эмоциональных выражений — подробнее читаем в статье «Лексика». Например:
Вместо «Жесть какой сильный пожар был, я, короче, ворвался туда и спас котенка и всех бабушек» пишем «Пожар был сильный, но я забежал в дом и помог спасти котенка и бабушку».

Теперь мы знаем все секреты написания сочинения на ЕГЭ. Главное — не сдаваться! А поработать над своей грамотностью и научиться избегать самых частых ошибок поможет следующая статья — «Ошибки в сочинении». 

Термины

Вводные конструкции — слова, которые не несут отдельной смысловой нагрузки в предложении, однако отражают отношение говорящего к мысли или же указывают на источник информации.

Иносказание — художественная замена одного явления другим с целью неявно отразить их сходства. 

Ирония — употребление слова или фразы в непрямом смысле, используемое, чтобы выразить насмешку.

Междометия — неизменяемая часть речи, которая непосредственно выражает чувства через восклицания и звукоподражания (ах, мяу, бу и др.)

Метафора — троп, состоящий в характеризации предмета или явления в ходе художественного сравнения с другим предметом или явлением.

Эмоционально-оценочная лексика — слова, в значении которых есть положительная или отрицательная оценка предмета, явления, действия.

Эпитет — художественное определение предмета или явления, данное в переносном смысле.

Фактчек

  • В сочинении ЕГЭ 5 смысловых частей: вступление, комментарий, авторская позиция, собственная позиция и заключение.
  • Проблему можно сформулировать в виде конструкции «проблема + существительное в Р.п. + сама проблема» или в виде риторического вопроса.
  • В сочинении все элементы должны соответствовать выбранной проблеме.
  • В комментарий входят два примера-иллюстрации с пояснениями, а также анализ связи между ними.
  • Существует несколько видов связи: уточнение, противопоставление, сравнение, причинно-следственные отношения.
  • Авторская позиция является решением проблемы, ответом на риторический вопрос.
  • Собственная позиция всегда требует аргументации: примера из жизни или из литературы, подтверждающего высказанное мнение.
  • Сочинение имеет собственную речевую ситуацию, которая требует соблюдения этических норм и использования нейтральной лексики.

Проверь себя

Задание 1.
Выберите, в каком из вариантов проблема сформулирована верно:

  • Проблема материнской любви.
  • Как проявляется материнская любовь?
  1. Верны оба варианта.
  2. Верна только первая формулировка.
  3. Верна только вторая формулировка.
  4. Обе формулировки неверны.

Задание 2.
По каким критериям снимут балл, если неверно указать авторскую позицию?

  1. Только К3.
  2. К3 и К5.
  3. К3, К4, К5.
  4. К3 и К4.

Задание 3.
Выберите, к какому структурному элементу относится данное предложение:

Размышляя о проблеме, автор сначала приводит в пример героизм наших соотечественников во времена войны.

  1. Ко вступлению, это уточнение к проблеме.
  2. К комментарию, так как мы обращаемся к тексту.
  3. К авторской позиции, мы просто заходим издалека.
  4. К собственной позиции, это аргумент.

Задание 4.
Какие структурные элементы сочинения можно писать в несколько абзацев?

  1. Вступление и комментарий.
  2. Собственную позицию и авторскую позицию.
  3. Комментарий и авторскую позицию.
  4. Комментарий и собственную позицию.

Задание 5.
Выберите, какие из этих утверждений верны:

  • Диалог с другом и переписка с братом могут быть одинаковыми речевыми ситуациями.
  • Диалог с мамой и диалог с учительницей — примеры разных речевых ситуаций.
  1. Верны оба утверждения.
  2. Верно только первое утверждение.
  3. Верно только второе утверждение.
  4. Оба утверждения ошибочны.

Ответ: 1. 3; 2. — 4; 3. — 2; 4. — 4; 5. — 1.

Понравилась статья? Оцени:
Читайте также:

Читать статьи — хорошо, а готовиться к экзаменам
в самой крупной онлайн-школе — еще эффективнее.

50 000
Количество
учеников
1510
Количество
стобальников
>15000
Сдали на 90+
баллов