Умскул учебник стремится стать лучше! Если вы наткнулись на ошибку или неточность в нашем материале - просто сообщите нам, мы будем благодарны!
Русский язык

Средства выразительности. Приемы

23.10.2022
2657

На этой странице вы узнаете

  • Где на полке в библиотеке прячется антитеза?
  • Кто самый известный «кромсатель» предложений в русской литературе?

«Ой, да вот эти ваши средства выразительности только поэтам да и нужны! Зачем мне их учить?» С такой мыслью соглашаться мы не должны, ведь средства выразительности можно встретить даже в песнях. Давайте посмотрим, что подготовили для нас известные исполнители!

Средства выразительности

Средства выразительности — это обороты, приемы и средства языка, которые используются для придания речи эмоциональности.

Всего выделяют четыре вида:

О последнем пункте мы поговорим в этой статье. Ссылки на статьи, посвященные остальным средствам выразительности, вы найдете прямо в списке.

Приемы

Приемы (фигуры речи) — это часть предложения с определенной эмоциональной нагрузкой.

Еще больше эмоций, еще больше драйва тексту! Именно так можно описать эти средства выразительности.

Всего нам нужно знать 13 приемов, будем их изучать на песнях. Поехали!

1. Градация.

Сегодня хороший, замечательный, волшебный день, так как мы разберемся с приемами! Когда видите подобные перечисления, где какое-то свойство постепенно усиливается или ослабевает, знайте, это градация.

Градация — расположение синонимов в порядке возрастания или убывания смыслового и эмоционального значения.

Этот прием можно сравнить с дождем. Сначала он начинается с пары капель, а потом, постепенно усиливаясь, превращается в ливень.

В тексте Скриптонита можно увидеть подобную градацию. Здесь используются контекстные синонимы. 

Синонимы — слова с похожим значением, но разным написанием: холодный — прохладный — ледяной. 

Контекстные синонимы появляются лишь в определенном тексте, в другом же они будут являться совершенно разными словами по значению: Она трещала. Она говорила. Подробнее об этом можно узнать в статье «Лексика»:

Руки в петли, руки прямо, как узлы, руки на замок.

Скриптонит  «Это любовь»

2. Инверсия.

Если мы путаем слова местами в предложении, то мы используем прием под названием «инверсия». 

Обычно подлежащее идет на первом месте, после него мы видим сказуемое. Определение ставится до главного слова:

Я люблю.
Зеленый свет.

Порой авторы нарушают этот порядок.

Инверсия — расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем прямой порядок слов, с целью усилить выразительность речи (обратный порядок слов).

Сироткин использовал этот прием в следующей строчке. Подлежащие «закат» и «мысли» стоят на последнем месте, пока перед ними находятся сказуемые «укроется» и «утонут»:

Безупречным диском в облаках укроется закат
В движенье его утонут мысли…

Sirotkin «С самых высоких скал»

Если бы инверсии не было, текст бы выглядел так:

Закат укроется безупречным диском в облаках
Его мысли утонут в движенье…

3. Синтаксический параллелизм.

Этот прием мы также обсуждали в статье «Средства выразительности. Синтаксические средства».  

Если видите, что несколько предложений строятся по одной и той же структуре, то перед вами именно этот прием. Будто строительная компания возводит несколько зданий по одному шаблону.

Синтаксический параллелизм — одинаковое или сходное синтаксическое строение соседних предложений или отрезков речи.

В тексте «Три дня дождя» такой прием можно встретить в некоторых строчках. И в первом, и во втором предложении используется структура, где сперва идет обстоятельство места (во мне, в тебе), потом сказуемое (тает), а затем подлежащее (дым, мир):

Во мне тает дым (дым)
В тебе тает мир (тает мир)

Три дня дождя «Отпускай»

4. Лексический повтор.

Периодически авторы повторяют слова, чтобы придать им значимости. Такой прием называют лексическим повтором.

Лексический повтор — повтор одного и того же слова для усиления эмоционального воздействия.

Авторы песен очень часто используют этот прием. Особенно ярко он выражен у группы Сплин:

Через мои песни идут, идут поезда,              
исчезая в темном тоннеле.

Сплин «Выхода нет»

5. Цитирование.

В наше время цитирование можно встретить везде: в фильмах, играх и песнях. Мы делаем отсылки к произведениям прошлого, берем фразы известных героев. Это тоже является художественным средством.

Про правила цитирования и знаки препинания при нем можно почитать в статье «Цитирование».

Цитирование — это прямое использование текста из какого-нибудь источника.

Noise MC цитирует строчку из песни Егора Летова «Все, как у людей» в своем припеве:

Двое полицейских на одного — Все, как у людей;
Все, как у людей…
Все, как у людей…
Все, как у людей…

Noise MC «Все как у людей» (изм.)

6. Вопросно-ответная форма изложения.

Поговорить с умным человеком — очень хорошо, авторы порой так и делают, говорят сами с собой…

Если в тексте видите вопрос, а после него идет ответ на него, перед вами еще одно средство выразительности.

Если ответа нет, то перед нами риторический вопрос. Про них мы говорили в статье «Средства выразительности. Синтаксические средства».

При вопросно-ответной форме изложения автор задает вопросы и сам же на них отвечает.

В небе как синичка, отлично (тоже мне) 
Да что романтичного в птичках? 
Можете мне не объяснять 
И ваша мне была скучна ласточка 
Мне, как ни крути, — вас не понять.

Pyrokinesis «Да что романтичного в птичках?»

7. Парцелляция.

Разобьем предложение на несколько частей — получим новый прием «парцелляцию». Важно, что мысль можно передать и в одном предложении, но автор решил ее разделить на несколько. 

Внимание!
Этот прием тоже не для наших сочинений, так как эксперты не видят в нас поэтов, не понимают нашу тонкую душевную организацию. А жаль…

Парцелляция — такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется в двух или нескольких предложениях.

Один из известных примеров такого разделения:

Белый снег. Cерый лед.
На растрескавшейся земле.

Кино «Пачка сигарет»

Кто самый известный «кромсатель» предложений в русской литературе?

А.А. Блок является автором одного из самых известных примеров парцелляции:

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь – начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

8. Звукопись.

Следующий прием похож на аллитерацию, однако здесь мы работаем с конкретным образом, звуки подражают какому-то явлению, например, грому или звуку реки.

Звукопись — художественный прием, заключающийся в создании образов путем подбора таких слов, которые имитируют звуки реального мира (свист ветра, рев мотора).

В песне Драгни «Ураган» с помощью звуков Р и Г передаются удары грома и разрушительность урагана:

Меня разбудил ураган
А ты не проснулась от грома…

Драгни «Ураган»

9. Аллитерация.

В русском все не просто так. Даже повторение одинаковых звуков является средством выразительности. 

Аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в тексте, придающее ему особую звуковую выразительность.

Например, это можно увидеть в песне Pyrokinesis «Легенда о Богине Гроз». Здесь повторяются звуки Б и Д:

Зуб даю, вы б дали диву…

Pyrokinesis «Легенда о Богине Гроз»

10. Антитеза.

Очень сильный прием, так как он работает на противопоставление одного понятия другому. Будто мы берем суперсладкий кекс, а после этого сразу же заедаем его соленым огурчиком. Этот прием помогает усилить свойства предмета, еще больше подчеркнуть их.

Антитеза — резкое противопоставление понятий, мыслей и образов.

Вся песня Люмен «Успокой меня» состоит из антитез, чтобы показать борьбу героев с внешним миром:

Замерзаем под дождем,
Видя как горит наш дом…
И мы тушили огонь бензином

Lumen «Успокой меня»

Где на полке в библиотеке прячется антитеза?

Антитезу можно встретить даже в названии книг: «Война и мир», «Преступление и наказание», «Принц и нищий».

11. Оксюморон.

Еще один сильный и сложный прием, так как здесь мы сочетаем несочетаемое.

Холодный огонь. Сладкая горечь воспоминаний. Убогая роскошь.

Важно!
При написании сочинений такой прием лучше не использовать, многие учителя могут посчитать это за ошибку.

Оксюморон — сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе.

Любовь и жестокость в одном понятии, это и есть оксюморон: 

Но до чего же жестокие, Господи, все эти твои
Уроки любви

Порфнофильмы «Уроки любви»

Оксюморон отличается от антитезы тем, что в первом противопоставление заключено в одном образе, а антитеза использует для этого несколько предметов или явлений. Между ними идет настоящая борьба.

Давайте попробуем научиться различать оксюморон и антитезу на практике: 

За окном гудят автомобили, дождь стучит по стеклу. В комнате, полной комнатных растений, сидит старушка, вяжет носочки при свете лампадки.

Здесь противопоставляется холодная улица и уютный теплый дом старушки. Это определенно антитеза, противопоставление, здесь нет сложного образа, включающего в себя противоположные понятия.

12. Анафора.

Этот прием тоже часто встречается в песнях: в начале строчки повторяются слова из предыдущей строки.

Анафора — повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.

Все равно, мы потеряли свой дом; 
Все равно, мы позабыли про сон; 
Все равно, на кораблике тонущем…

Pyrokinesis «Девчонка оседлавшая молнию»

13. Эпифора.

Это антоним к термину «анафора». В прошлом пункте слова повторялись в начале, здесь же они будут в конце.

Эпифора — повторение отдельных слов или оборотов в конце отрывков, из которых состоит высказывание.

Не учи, не учи, не учи меня!
Не лечи, не лечи, не лечи меня!

Кис-Кис «Не учи»

Алгоритм поиска «красоты» в предложениях:

1. Находим в предложении слова или сочетания слов, которые выглядят особенно.
2. Задаем себе вопросы:
Это связано со звучанием слов?
Это повтор слов?
Это связано со строением предложения?
Это создает определенный образ?
С помощью этих вопросов мы сможем определить художественный прием в предложении.
3. Выбираем нужный прием исходя из его описания в статье.

Готово!

Зачем нам эти знания? Конечно же, они пригодятся на экзамене по русскому языку в задании 26. За него можно получить целых 4 балла, грех не решить это задание. 

В этом задании вам дадут отрывок из текста с выделенными средствами выразительности. Что это за средства выразительности, предстоит определить самостоятельно. 

Однако прежде решать такое сложное и объемное задание, лучше приступить к практике в нашей рубрике «Проверь себя» в конце статьи. Идем к великому маленькими шагами!

Кроме того, поздравляем, теперь вы можете разобрать любимые песни, найти в них средства выразительности и доказать родителям, что современные песни — это не просто набор звуков, а настоящие произведения искусства!

Термины

Контекстные синонимы — слова, которые являются схожими по значению только в определенном контексте, тексте.

Фактчек

  • Приемы — средства выразительности, части предложения с определенной эмоциональной нагрузкой.
  • Есть приемы, связанные со звуковым оформлением текста: аллитерация и звукопись.
  • Противопоставление — один из частых приемов в искусстве.

Проверь себя

Задание 1. 
Какое средство выразительности есть в предложении? 

Мне было очень грустно, потому что ты веселилась до упаду!

  1. антитеза
  2. оксюморон
  3. парцелляция
  4. инверсия

Задание 2. 
Какие средства выразительности использованы в предложении?

Светились, горели, сияли твои голубые глаза, когда я протянул тебе кольцо.

  1. градация
  2. инверсия
  3. повтор
  4. параллелизм

Задание 3. 
Какое средство выразительности присутствует в предложениях? 

Все мы немножечко лошади. 
Каждый из нас по-своему лошадь.

  1. анафора
  2. эпифора
  3. инверсия
  4. градация

Задание 4. 
Какое средство выразительности использовано?

Запомни, что услышал сегодня. Надолго.

  1. антитеза
  2. оксюморон
  3. парцелляция
  4. инверсия

Ответы: 1. — 1, 2. — 1, 2, 3. — 2, 4. — 3.

Понравилась статья? Оцени:
Читайте также:

Читать статьи — хорошо, а готовиться к экзаменам
в самой крупной онлайн-школе — еще эффективнее.

50 000
Количество
учеников
1510
Количество
стобальников
>15000
Сдали на 90+
баллов