Умскул учебник стремится стать лучше! Если вы наткнулись на ошибку или неточность в нашем материале - просто сообщите нам, мы будем благодарны!
Литература

Михаил Афанасьевич Булгаков — «Мастер и Маргарита». Часть 1

10.2.2023
1196

На этой странице вы узнаете

  • Играл ли Сталин с Булгаковым в «кошки-мышки»?
  • Как Гоголь нашел любовь Булгакова?
  • Как Булгаков «увел» замужнюю девушку?

Са-та-на. Как звонко звучит, разве нет? Так же привлекательно, как и само зло. А какое оно в представлении Булгакова — зло? 

Сегодня мы познакомимся с одним из самым читаемых произведений в русской литературе — «Мастером и Маргаритой». Берегите свой кошелек и жизнь — вдруг дьявол настигнет и вас?

Как жил Булгаков?

Прежде чем познакомиться с произведением, предлагаем немного узнать о его авторе. 

Михаил Афанасьевич Булгаков родился 3 мая 1891 года в Киеве. Отец был доцентом духовной академии, а мать — преподавательница женской прогимназии. Булгаков получил образование врача — Антон Павлович Чехов, здравствуйте! В семье автора уже были врачи, к тому же эта профессия была довольно высокооплачиваемая. Решение было принято. 

Многие эпизоды своей врачебной жизни Булгаков изложил в «Записках юного врача». В каком-то смысле это книжный вариант сериала «Хороший доктор», рекомендуем! 

После начала Первой мировой войны Булгаков стал военным врачом, а в период Гражданской войны ему приходилось лечить то красных, то белых. Кто это такие?

Когда в 1917 году началась Гражданская война, то народ поделился на красных — противников советского государства — и белых — вооруженные силы страны. Если кратко, белые выступали за СССР, а красные — против. Надеемся, что стало понятнее, а теперь давайте вернемся к Булгакову.

Спустя время писатель хотел эмигрировать, однако в последний момент он подхватил тиф и лишился возможности покинуть Россию. Грустный спойлер: навсегда. 

Тем не менее Булгаков был «внутренним эмигрантом». Это человек, который жил при советской власти и не принимал ее, однако публично своего недовольства не выражал. Слишком опасно. 

Ситуация чем-то похожа на сериал «Рассказ служанки», где любое сопротивление может стоить целой жизни. В нем все женщины были лишены своих прав и в прямом смысле стали частной собственностью мужчин. Если же кто-то из героинь проявлял недовольство или нарушал правила — ее тут же публично казнили. Девушки долгое время боялись мужского правительства, многие из них не решались проявить сопротивление. Это похоже на случай с автором, когда в его время тоже было опасно выражать свое недовольство. 

После неудачной попытки эмиграции Булгаков переезжает в Москву и решает заняться литературой. Он начинает писать для журнала «Гудки», где издавались многие советские поэты, однако его произведения не имеют успеха. 

Когда Сталин приходит к власти, Булгакова увольняют. Писатель уходит в театр и переписывает «Белую гвардию» для постановки на сцене, в результате чего рождаются «Дни Турбиных». Ходят слухи, что эту пьесу Сталин посмотрел целых 15 раз!

Стоит сказать и про отношение русских эмигрантов к Булгакову. Они очень восхищались его смелостью и, безусловно, большим талантом. Булгаков издал «Белую гвардию» за границей, что было очень рискованным поступком. 

Увы, добиться такого же восхищения в СССР не удается. Вскоре «Дни Турбиных» убирают со сцены, а все декорации для постановки сжигают. После этого для Булгакова настают тяжелые дни, так как ни одно его произведение не пропускает цензура. Он пишет Сталину эпиграмму, в которой просит вождя выслать его из России. 

Даже Ахматова, близкая подруга Булгакова, была в ужасе от такой смелости. Перечить Сталину, главному тирану СССР, было не просто рискованно, это было опасно. За любое неверное движение в лучшем случае могли посадить в тюрьму, а в худшем — лишить жизни. 

Играл ли Сталин с Булгаковым в «кошки-мышки»?

В прямом смысле — нет, но если бы «кошки-мышки» существовали во взрослой версии, они могли бы выглядеть именно так.

Сталин запугивал многих писателей, в том числе и Булгакова. Практически никто не рисковал ему перечить, потому что, опять же, это было очень опасно.

Однажды Сталин позвонил Булгакову с вопросом об эпиграмме: «Что, мы Вам надоели?». Булгаков ответил: «Я очень много думал в последнее время — может ли русский писатель жить вне родины. И мне кажется, что не может». Таким образом, писатель остался в СССР и никогда не смог уехать из страны.

Результатом короткого диалога со Сталиным стало также и возвращение Булгакова в театр. 

Мастер и Маргарита — как был создан роман?

До сих пор неизвестно, когда роман был задуман Булгаковым. По одной из версии, именно произведение «Фауст» немецкого писателя Иоганна Вольфганга фон Гёте подтолкнуло писателя написать «Мастера и Маргариту».

Булгаков начал работу над романом примерно в 1928–1929 годах. В 1930 году произведение поддается сильной критике, поэтому первый вариант «Мастера и Маргариты» был отдан огню. Напоминает самого Мастера, который тоже сжег свои рукописи, не так ли?

Как Гоголь нашел любовь Булгакова?

Однажды Булгаков брел по улицам Москвы, рассуждал о грустном и вдруг увидел… Гоголя. Вот он — как живой, указывает ему пальцем на большой дом рядом с ними и вдруг пропадает. Какое странное видение, правда?

Спустя год Булгаков знакомится с Еленой Шиловской, его третьей женой. Когда он провожал девушку, то вдруг понял, что она живет в том самом доме, на который когда-то указал ему Гоголь. Вот и не верь после этого в мистику… 

Сначала «Мастер и Маргарита» задумывался как роман в романе. Он должен был иметь две пересекающиеся линии: 

Булгаков пробует разные заглавия: «Черный маг», «Копыто инженера», «Консультант с копытом», «Великий канцлер», «Князь тьмы»… Однако ни один из них не приходится писателю по вкусу. Он надолго оставляет работу над романом и рвет все черновики. 

Спустя время в его жизни появляется Елена Шиловская, о которой мы говорили выше. Именно она вдохновляет Булгакова восстановить работу над романом и поддерживает его в самые трудные времена. В конце концов писатель сдается и возвращается к произведению, добавляет ему любовную линию и дает окончание название тексту: «Мастер и Маргарита».

В 1940 году Булгаков сильно заболевает. Болезнь не позволяет даже встать с кровати, поэтому писателю приходится диктовать все правки к роману Елене. Не напоминает вам Маргариту, которая тоже поддерживала Мастера в трудный период? Это не совпадение. Елена действительно стала прототипом Маргариты.

Увы, забота не помогает Булгакову. Спустя время болезнь только усиливается. Он успевает дописать роман. В последние дни, перед самой смертью, Булгаков диктует эпилог жене. На редакцию романа у него не остается времени, писатель умирает.

Многочисленные читатели у «Мастера и Маргариты» появляются только в 1966–1967 годах, когда роман был впервые опубликован в журнале «Москва» с многочисленными пропусками. 

Полная версия произведения вышла только в 1969 году в Германии, даже не на родине Булгакова. СССР выпускает роман без цензуры только в 1973 году благодаря разрешению властей. 

Композиция романа

РодЖанрНаправление
ЭпосРоманРеализм

Настало время поговорить о самом романе, а начнем мы разговор о том, как он построен. 

Композиция произведения делится на две части: 

Эти две части чередуются в романе. Поначалу мы не понимаем, что их может объединять, однако в процессе чтения нам проявляется взаимосвязь обеих сюжетных линий.

Само произведение напоминает лабиринт. Внутри одного большого романа существует еще три малых мира: Роман Мастера, Московский мир и Потусторонний мир. У каждого из них свой сюжет, мы можем двигаться по ним в разных направлениях, но в финале все равно окажемся в одной точке. Выход из лабиринта только один. 

Главы между собой часто соединяются композиционным приемом «скреп», который заключается в повторении последнего предложения предыдущей главы в начале следующей. 

Роман о Понтии Пилате (главы 2, 16, 25, 26)

Произведение Мастера занимает всего ⅙ часть произведения, однако его роль намного больше этой цифры. Именно он является содержательным центром «Мастера и Маргариты». 

Роман о Понтии Пилате состоит всего из четырех глав, которые разбросаны по всему произведению и вводятся разными способами. Стоит отметить, что со второй главы история о Понтии Пилате становится частью сюжетной линии о Мастере и Маргарите. 

Благодаря такому расположению «романа в романе» создается ощущение, что эта история растворена в атмосфере. Мастер не сочиняет роман, а угадывает настоящую историю, которая на самом деле существовала в прошлом. 

Поговорим о сюжете. История о Понтии Пилате повествует об одном дне римского прокуратора Иудеи и его встрече с Иешуа Га-Ноцри, носителем правды и истины. Понтий Пилат должен решить судьбу бродячего проповедника, однако колеблется с выбором. 

Вы уже, наверное, догадались, что это похоже на казнь Иисуса Христа. Тем не менее булгаковская интерпретация библейского сюжета не во всем совпадает с классической историей. Помимо внешних изменений, вроде других имен или возраста Иешуа, автор изменяет и внутреннее содержание. 

В Библии Иисус — богочеловек. Он знал, откуда пришел и для чего послан на землю. Иисус совершал чудеса, проповедовал людям истину и занимался пророчествами. Лишь однажды он впадает в тоску — это молитва в Гефсиманском саду. И то! Это не считается, так как с ним был ангел, который поддерживал Иисуса. 

А вот Булгаковский Иешуа не такой. Герой не защищен от мира, он не помнит своих родителей, у него есть только один верный ученик. Иешуа боится смерти и не намекает о покровительстве у высших сил. Единственное чудо, которое он совершает — избавление Понтия Пилата от головной боли. 

Если говорить о Понтии Пилате, то ключевой темой в его образе становится страх. Это чувство изображается как главный порок человечества. Из-за него происходят все беды и ошибки. Например, Понтий Пилат боится не угодить правителю, поэтому совершает ошибку и отправляет на казнь невинного Иешуа. 

Московский мир

Теперь кратко вспомним сюжет и поговорим о другой части романа — московской. Произведение начинается с того, что в столице появляется иностранец — Воланд. В это время Михаил Берлиоз обсуждал недостаток поэмы Ивана Бездомного. Вместо того, чтобы быть опровергнутым, Иисус изображается с отрицательной стороны. Воланд присоединяется к беседе и говорит, что Иисус «существовал, и больше ничего».

В этом эпизоде раскрывается отношение Булгакова к религии. Несмотря на то, что он трансформирует библейский сюжет в главах о Понтии Пилате, он принимает эту историю. Булгаков считал, что для веры не нужны никакие доказательства.

Вернемся в Москву. Чуть позже Воланд избавляется от Берлиоза методом Анны Карениной, только вместо поезда председателя переехал трамвай. Затем Сатана переезжает в квартиру своей жертвы. 

Ивана Бездомного, который видел Воланда, отправляют в психиатрическую больницу. Никто не верит его рассказам о Сатане, хотя это действительно происходило. 

Прямо как ситуация в сериале «Игра в кальмара». Герои дорамы становятся участниками так называемого проекта, где им приходится играть в детские игры на выживание. Если участник проигрывает, то вынужден погибнуть. После первого испытания большинство участников отказывается участвовать и возвращается в реальный мир, где никто не верит их жутким рассказам, хотя это происходило на самом деле. Это похоже на Ивана Бездомного, которого все просто сочли за сумасшедшего.

В лечебнице Бездомный встречается с Мастером, который сообщает о своем непринятом романе. Именно в этом эпизоде сталкиваются два разных мира и пространства. Сон Бездомного о Понтии Пилате является частью романа Мастера, однако мы этого еще не понимаем.

Далее мы узнаем историю Мастера и Маргариты. Героиня стремится оберегать возлюбленного и поддерживает его при написании романа, у них очень яркая и искренняя любовь. Тем не менее Мастер не принимает ее жертвы, становится бродягой и, в конце концов, попадает в клинику. 

Как Булгаков «увел» замужнюю девушку?

Когда Булгаков и Елена только познакомились, девушка была замужем. Шиловская не была счастлива в браке, хотя ее избранник был благородным и хорошим человеком.

Первое время она хотела расстаться с Булгаковым, однако спустя время они вновь встретились и оказалось, что их чувства только усилились. Практически сразу же Елена попросила мужа отпустить ее, и спустя время уже сама стала Булгаковой. 

Воланд прибывает в Москву не для того, чтобы сеять хаос, а для наказания героев за их грехи. Цель Сатаны — сыграть бал. Подробнее об этом эпизоде вы можете почитать в продолжении этой статьи — «М.А. Булгаков роман «Мастер и Маргарита». Часть 2». 

Параллельно с историей Московского мира завершается и роман о Понтии Пилате. В финале романа Воланд дарует Мастеру свободу, и после смерти влюбленные остаются навечно вместе. 

Три разных мира

Как мы уже говорили, в одном романе Булгакова содержится три мини-романа и три разных мира. Давайте разберемся в них.

  1. Ершалаимский мир.

Мы уже обсудили с вами эту часть романа, поэтому не будем здесь долго останавливаться. Ершалаимский мир — это главы, в которых описывается приговор и казнь Иешуа. Именно он является идейным центром всего романа, где автор задается «вечными» вопросами об истине, доброте, справедливости и так далее. 

  1. Московский современный мир.

Московский мир — это все события, которые происходят в столице в 20–30 годах. Здесь зло творит не дьявол, а сами люди. Сатана, как мы уже говорили, только наказывает человека за грехи. Одна из ключевых идей этого мира — «зло всегда рождается в толпе». Если что, миньонов это не касается, хотя это тоже спорный вопрос… 

Сами граждане Москвы часто упоминают черта: «Черт возьми!». Стоит отметить, что все они не верят в Бога, и поэтому на освободившемся месте восседает сам дьявол. 

Московский мир охватывает всего четыре дня, однако за это время происходит множество действий, в которых участвует огромное количество персонажей. Здесь даже рассказчик преображается и становится собирателем слухов.

Во время сеанса с черной магией Воланд задается вопросом, изменились ли люди за все это время. Ответ приходит после денежного дождя: «Люди, как люди. <…> Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. <…> обыкновенные люди в общем, напоминают прежних, квартирный вопрос только испортил их»

Люди интересуются только своим благополучием, в них практически не осталось доброты или других светлых чувств. 

  1. Потусторонний мир.

Это фантастический мир, где проживает Воланд и его свита. Он тесно связан с московским, так как буквально проникает в него и играется с ним. Финал произведения также происходит именно в потустороннем мире, когда Мастер обретает покой.

Тематика романа

Теперь давайте посмотрим, о чем роман «Мастер и Маргарита». 

  1. Добро и зло.

В романе добро и зло тесно переплетены между собой. Маргарита соглашается на сделку с Сатаной, что трудно назвать добрым поступком, однако действует она из благих намерений. Ради Мастера. 

Таким образом, даже в самой светлой любви присутствует темная сторона.

  1. Любовь.

Тема любви раскрывается в истории жизни Мастера и Маргариты. Булгаков считает, что настоящая любовь — это чувство, которое рождается вне зависимости от того, в какое время живут люди. Чувства двигают персонажами и помогает им пережить трудности. 

Мастера, например, спасает именно любовь. Маргарита и мысли о ней помогли ему пережить тяжелое время в лечебнице. 

  1. Смысл жизни.

У каждого героя в романе свой особый путь к поиску смысла жизни. Истина не может быть одинакова для всех. Для Маргариты, например, смысл жизни — это любовь, для Мастера — творчество, для Иешуа — счастье всего мира, для Бараша — Кузинатра… ой, не тот сценарий, просим прощения.

Человек должен отвечать за все совершенные выборы на пути поиска своей истины. 

Проблематика романа

  1. Проблема выбора. 

Каждый человек должен сделать выбор между добром и злом. Герои в романе Булгакова сами решают свою судьбу в зависимости от ранее принятого решения. Автор дает своим персонажам возможность менять их жизнь к лучшему, однако не каждый из них готов к этому. 

  1. Нравственность.

Герои в романе сами должны определить, что есть хорошее, а что плохое. Кто-то становится на путь предательства, а кто-то остается верным своим идеалам. 

Понтий Пилат, например, решает, должен ли он казнить или оправдать Иешуа. Что из этого хорошо — преданность императору или жизнь невинного человека? 

  1. Проблема творчества. 

Булгаков раскрывает актуальную для советского времени проблему творчества. Должен ли писатель самовыражаться через свои произведения или писать «на заказ»? 

Образ «лжеписателя» раскрывается в Иване Бездомном, который состоит в МАССОЛИТе. Истинный же писатель — Мастер, который пишет работу вне зависимости от желания правительства.

На этом первая часть нашей статьи подходит к завершению, но это еще не конец. Мы — это не сожженный второй том Гоголя, который оставил нас с множеством вопросов. У нас, в отличие от него, есть продолжение. Поэтому скорее заглядывайте во вторую часть нашей статьи: «М.А. Булгаков роман «Мастер и Маргарита». Часть 2»

Фактчек

  • Композиция произведения представляет собой две части: роман о Понтии Пилате и изображение Московского мира, куда однажды приезжает Сатана. Главы соединены приемом «скрепа», когда последнее предложение предыдущей главы начинает следующую. 
  • Роман о Понтии Пилате представляет собой интерпретацию библейского сюжета. Булгаков не оставляет все оригинальные черты истории и изменяет ее для своего художественного мира. 
  • Одна из ключевых идей романа — страх является главным пороком человечества. Именно из-за него происходят все беды и ошибки человечества, из-за которых в будущем люди могут себя корить. 

Проверь себя

Задание 1.
Какой жанр «Мастера и Маргариты»?

  1. легенда
  2. повесть
  3. рассказ
  4. роман

Задание 2.
Кто является прототипом Иешуа Га-Ноцри?

  1. Иисус Христос
  2. Бог
  3. Булгаков
  4. Понтий Пилат

Задание 3.
Как вводятся главы о Понтии Пилате?

  1. через рассказ Воланда
  2. через сон Ивана Бездомного
  3. через рукопись Мастера
  4. все вышеперечисленное

Задание 4.
Кто является «истинным писателем» в «Мастере и Маргарите»?

  1. Иван Бездомный
  2. Мастер
  3. Берлиоз
  4. Никто

Ответы: 1. — 4; 2. — 1; 3. — 4; 4. — 2.

Понравилась статья? Оцени:
Читайте также:

Читать статьи — хорошо, а готовиться к экзаменам
в самой крупной онлайн-школе — еще эффективнее.

50 000
Количество
учеников
1510
Количество
стобальников
>15000
Сдали на 90+
баллов