Умскул учебник стремится стать лучше! Если вы наткнулись на ошибку или неточность в нашем материале - просто сообщите нам, мы будем благодарны!
Литература

Лирика Афанасия Афанасьевича Фета

6.2.2023
860

На этой странице вы узнаете

  • Почему Фет на самом деле не Фет?
  • Что такое «искусство для искусства»?
  • Можно ли передать динамику без единого глагола?

Приветствуем вас, дорогие друзья! Давайте отбросим все проблемы и позволим чувствам овладеть нами, замедлим момент и обратим внимание на каждую деталь того, что нас окружает. В этом нам поможет Афанасий Афанасьевич Фет и его произведения. 

Но сначала пара слов о личности автора.

Портрет А. Фета работы Е.И.Репина
Почему Фет на самом деле не Фет?

Настоящая фамилия Афанасия Афанасьевича — Шиншин, а Фет — его творческий псевдоним.

Творческий метод А.А. Фета

Афанасий Афанасьевич Фет считал самым важным в лирике впечатление, а не сам предмет, который его вызвал. Например, в стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» поэт описывает чувства лирического героя, вызванные пением его возлюбленной:

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна — любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

Это связано прежде всего с литературным стилем, к которому обращался поэт — импрессионизмом.

Импрессионизм — это творческий метод второй половины XIX — первой половины XX веков, в рамках которого авторы стремились запечатлеть не сам предмет, а впечатление от него. В литературе он не развился в полноценное направление (как, например, классицизм или романтизм), поэтому мы можем только выделить его черты. 

Особенности импрессионизма:

  1. Стремление авторов запечатлеть мгновение, уловить состояние в моменте. Представьте себе фотографа, который фотографирует природу: поэты-импрессионисты делали то же самое, только словами.
  2. Уход от социальных проблем и политических тем. Импрессионисты описывали красоту, природу и любовь и считали, что искусство должно приобщать человека к прекрасному, а не пропагандировать что-то.
Что такое «искусство для искусства»?

С импрессионизмом тесно связана поэзия «чистого искусства» или, как его по-другому называют, «искусство для искусства».

А.А. Фет был сторонником этой позиции, поэтому его поэзия не затрагивала социальных и политических проблем и отличалась силой чувства. 

Особенности поэзии А.А. Фета

  1. Для поэта важно прочувствовать эмоции, выраженные в стихотворении.

Чтобы писать искренне и правдиво, необходимо самому чувствовать те эмоции, которые описываешь.

  1. Подавляющее большинство стихотворений музыкальны.

Фет использовал и чередовал в произведениях большое количество ритмов, стихов, интонаций, благодаря чему они становились мелодичными. Именно поэтому многие его стихотворения были положены на музыку. 

Автор также считал, что поэт и есть музыкант:

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец —
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак и венец!

Отрывок из стихотворения
«Одним толчком согнать ладью живую…»

Поэт считал, что слово имеет две трактовки: первая — его непосредственное значение, а вторая — его звуковой смысл. Фет хотел выражать свои чувства не столько словами, сколько звуками. Ему не нужно понимать значение слов, поэт наслаждается их звуком.

  1. Важность связи природы и человека.

Фет считал, что мысль, чувство, образ и природа неразрывны, поэтому он тонко чувствовал природу и любил ее.

Поэт стремился увидеть красоту и найти что-то необыкновенное даже в обыденных и привычных явлениях природы. Например, в лунном свете:

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Отрывок из стихотворения
«Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…»

Анализ произведений А.А. Фета

С особенностями поэтики Фета мы с вами разобрались, теперь закрепим это все на практике и рассмотрим в конкретных стихотворениях. Важно не только выделять какие-либо черты поэзии писателя, но и находить их отражение в произведениях.

«Шепот, робкое дыханье…»

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

Литературный методРод Жанр Размер 
ИмпрессионизмЛирикаЛирическое стихотворениеХорей

Это стихотворение критики упрекали в бессодержательности, но давайте докажем обратное.

В стихотворении показана тесная связь человека и природы перед рассветом: они едины. Природа помогает понять отношения героев, подчеркнуть нежность их чувств. 

Можно ли передать динамику без единого глагола?

Как вы могли заметить, в стихотворении нет глаголов, но при этом его все происходящее показано в динамике. Существительные «колыханье», «Ряд <…> изменений», «и заря, заря» отражают непрерывную смену картин жизни человека и природы.

Темы:

  • Природа. Автор пытается запечатлеть красоту сумерек, ночи и рассвета:

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца…

  • Взаимосвязь человека и природы. Встреча влюбленных происходит именно на лоне природы, описание пейзажа помогает передать умиротворенное состояние пары:

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья…

  • Любовь. Автор описывает свидание влюбленных и показывает нежность и глубину их чувств:

 И лобзания, и слезы…

Средства выразительности
МетафораЭпитетыПараллелизмМногосоюзие и анафора
«Серебро ручья»,

«В дымных тучках пурпур розы, / отблеск янтаря».
«Робкое дыханье»,

«Сонного ручья»,

«Волшебных изменений»,

«Дымных тучках».
Природа и человек едины, можно увидеть взаимосвязь их существования. «И лобзания, и слезы, / И заря, заря!..»

«Одним толчок согнать ладью живую…»

Одним толчком согнать ладью живую
С наглаженных отливами песков,
Одной волной подняться в жизнь иную,
Учуять ветр с цветущих берегов,

Тоскливый сон прервать единым звуком,
Упиться вдруг неведомым, родным,
Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,
Чужое вмиг почувствовать своим,

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец —
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак и венец!

Литературный методРод Жанр Размер 
ИмпрессионизмЛирикаЛирическое стихотворениеЯмб

В этом стихотворении Фет дает определение настоящему поэтическому мастерству: истинный поэт способен на все, что недоступно обычным людям. Он даже может сделать мертвое живым.

Само стихотворение — монолог лирического героя, представляющий собой одно предложение. Его невозможно разделить на смысловые части, так как на протяжении всего произведения автор говорит о возможностях настоящего поэта.

Темы:

  • Поэт и поэзия. Настоящий творец способен на многие вещи, которые не могут сделать обычные люди. Поэт должен делиться своим даром с другими, использовать его: 

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец —
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак и венец!

  • Философская лирика. В этом стихотворении представлены рассуждения автора о поэтическом творчестве.
Средства выразительности
АнафораЭпитетыМетафора
«Вот чем певец лишь избранный владеет, / Вот в чем его и признак и венец!»«Цветущих берегов»,

«Тоскливый сон»,

«Бестрепетных сердец».
«Одной волной подняться в жизнь иную, / Учуять ветр с цветущих берегов»,

«Упиться вдруг неведомым, родным»,

«Дать сладость тайным мукам».

«Учись у них — у дуба, у березы…»

Учись у них — у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой

Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.

Литературный методРод Жанр Размер 
ИмпрессионизмЛирикаЛирическое стихотворениеЯмб

Стихотворение построено на антитезе: зима как сон природы VS весна как ее пробуждение.

Через природные явления автор показывает жизнь человека, которая наполнена не только хорошим, но и различными трудностями, которые нужно переносить, по мнению поэта, так же, как деревья терпят холод. Это показывает связь человека и природы, за счет нее раскрывается внутренний мир лирического героя, считающего природу своим учителем. 

Темы:

  • Природа. Она терпит все, зная, что все испытания закончатся — после зимы неизменно приходит весна.
  • Философские темы. Автор рассуждает о трудностях в жизни человека и приходит к выводу, что их нужно переносить молча и стойко, как это делает природа.
  • Взаимосвязь человека и природы. Состояния природы в стихотворении сопоставляются с периодами в жизни человека — неприятности с зимой, радости — с весной.
Средства выразительности
ЭпитетыМетафорыОлицетворение
«Жестокая пора»,
«Холод лютый».
«Застыли слезы», 
«Верь весне».
«Метель рвет листы», 
«Метель все злей»,
«Холод хватает за сердце». 

Мы подробно разобрали несколько важных произведений в творчестве А.А. Фета. Так как весь объем лирики поэта мы не можем охватить в статье, мы предлагаем ознакомиться с таблицей, в которой можно найти краткий анализ еще нескольких стихотворений. 

«Заря прощается с землею…»
Размер: ямб.
Темы: человек и природа, природа, философские размышления.
Метафоры: «огни его вершин», «пышный свой венец», «по заре вечерней/ Их легкий очерк вознесен», «чуя жизнь двойную/ И ей овеяны вдвойне…»

Олицетворения: «заря прощается с землею», «купают/ Деревья», «И землю чувствуют родную/ И в небо просятся оне».

Эпитеты: «таинственней», «безмерней».

Сравнения: «растет, как сон».

Повтор: «растет, растет».

Риторические восклицания: «Как незаметно потухают/ Лучи и гаснут под конец!», «С какою негой в них купают/Деревья пышный свой венец!»
В этом стихотворении описывается одухотворенная прекрасная природа. Автор показывает мгновение в динамике. Лирический герой наблюдает переходное состояние природы — закат, который наталкивает его на размышления о вечности, жизни и смерти. Лирическому субъекту кажется, что деревья чувствуют двойную, вечную жизнь.
«Вечер»
Размер: анапест.
Темы: пейзажная лирика, философская лирика.
Метафоры: «погорев золотыми каймами», «вздохи дня», «зарница теплится ярко/ Голубым и зеленым огнем».

Эпитеты: «ясной рекою», «померкшем лугу», «рощей немою».

Сравнения: «разлетелись, как дым, облака».
В стихотворении с помощью глаголов описывается начало грозы, при этом само явление ни разу не называется. Обилие глаголов передает динамику, движение. Автор описывает момент, переходное состояние природы. Лирический герой наблюдает за природным явлением.  
«Это утро, радость эта…»
Размер: хорей.
Темы: пейзажная лирика, философская лирика, человек и природа.
Метафоры: «мощь и дня и света», «говор вод».

Анафора: «Это утро, радость эта/ Эта мощь и дня и света» и т.д. в каждой строке.
Автор вновь пытается запечатлеть природу в моменте. Весеннее утро описывается в основном с помощью существительных, глаголы в стихотворении вообще отсутствуют. Лирический герой наслаждается прекрасным утром. Симфония звуков, света и движения приводит к пробуждению природы и души.
«Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…»
Размер: ямб.
Темы: любовь, природа, человек и природа.
Метафоры: «луной был полон сад».

Олицетворение: «Сияла ночь».

Аллитерация: «Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали».

Эпитет: «лет…томительных и скучных», «жгучей муки», «рыдающие звуки».

Анафора: «И много …/ И вот …/ И веет…»
В этом стихотворении лирический герой вспоминает момент из своего прошлого, когда возлюбленная играла на рояле и пела. Автор показывает, что высшее проявление страсти — это быстротечное мгновение. Отношения лирического героя разворачиваются на фоне ночи и музыки. Пейзаж и искусство усиливают эмоции лирического субъекта. Спустя годы он вновь вспоминает то мгновение, его эмоции и чувства не меняются, несмотря на прошедшее время.  
«Еще майская ночь»
Размер: ямб.
Тема: природа, человек и природа.
Метафоры: «Из царства льдов, из царства вьюг и снега», «в воздухе…/ Разносится тревога и любовь».

Эпитеты: «нежней и бестелесней», «невольной песней», «свеж и чист».

Риторическое восклицание: «Какая ночь! На всем какая нега! / Благодарю, родной полночный край!»

Олицетворение: «вылетает май»,  «звезды… / Тепло и кротко в душу смотрят вновь», «березы ждут», «лист… манит и тешит взор».

Повтор: «Из царства льдов, из царства вьюг и снега», «невольной песней,Невольной…»
В этом стихотворении описывается прекрасный ночной пейзаж. Лирического героя переполняют эмоции, при взгляде на природу у него появляется вдохновение и он начинает писать стихотворения. Лирический субъект ощущает свое единство с природой, он говорит с ней на одном языке.

Термины

Олицетворение — троп, который представляет собой наделение неживых предметов свойствами одушевленных существ.

Эпитет — троп, представляющий собой художественно-образное определение какого-либо предмета или явления.

Метафора — наделение одного объекта свойствами или признаками другого; скрытое сравнение.

Фактчек

  • Настоящая фамилия Фета — Шиншин.
  • А.А. Фет считал самым важным в лирике впечатление, а не сам предмет, который его вызвал. Это связано с творческим методом автора — импрессионизмом.
  • Поэт был приверженцем «чистого искусства», поэтому его произведения не затрагивали политических и социальных тем. Ключевыми темами его поэзии были любовь, природа и красота.
  • Для Фета было важным прочувствовать эмоции, выраженные в стихотворении.
  • Фет использовал и чередовал в произведениях большое количество ритмов, стихов, интонаций, благодаря чему они становились мелодичны. 
  • Автор тонко чувствовал природу и любил ее.

Проверь себя

Задание 1.
Какие темы раскрываются в стихотворении «Шепот, робкое дыханье…»? 

  1. природа
  2. война
  3. любовь
  4. Родина

Задание 2.
Какое средство выражение использует Фет в словосочетании «серебро ручья»? 

  1. анафора
  2. градация
  3. инверсия
  4. метафора 

Задание 3.
Импрессионизм — это…

  1. направление литературы
  2. литературный метод
  3. род литературы
  4. жанр лирики 

Задание 4.
Фет не писал стихотворение…

  1. «Silentium!»
  2. «Это утро, радость эта…»
  3. «Вечер»
  4. «Сияла ночь. Другой был полон сад…»

Ответ: 1. — 1, 3; 2. — 4; 3. — 2; 4. — 1.

Понравилась статья? Оцени:
Читайте также:

Читать статьи — хорошо, а готовиться к экзаменам
в самой крупной онлайн-школе — еще эффективнее.

50 000
Количество
учеников
1510
Количество
стобальников
>15000
Сдали на 90+
баллов