Умскул учебник стремится стать лучше! Если вы наткнулись на ошибку или неточность в нашем материале - просто сообщите нам, мы будем благодарны!
Литература

Лирика Федора Ивановича Тютчева

26.3.2024
279

На этой странице вы узнаете

  • Советы от Тютчева: как сохранить свой внутренний мир в гармонии? 
  • Чем личная жизнь Тютчева напоминала сериал?
  • Как можно в четыре строчки вложить огромный смысл?

Большинство учеников знает Федора Ивановича Тютчева как автора стихотворений про природу, которые все учат в начальной школе. Однако даже в его пейзажной лирике не все так просто, как кажется на первый взгляд. Давайте поближе познакомимся с этим автором и его поэзией.

Федор Иванович Тютчев (5 декабря 1803 г. — 27 июля 1873 г.) — русский поэт, дипломат и чиновник.

Тютчев не только сочинял стихи, но и состоял на государственной службе. Окончив факультет словесных наук Московского университета, он уехал в Германию, где служил послом. Также он познакомился там с основоположниками романтизма — Шеллингом и Гейне. В 1844 году он вернулся в Россию и поступил на службу в Министерство иностранных дел, где и работал впоследствии много лет подряд. 

Однако параллельно со службой Тютчев не забывал и о поэзии. Его стихотворения часто были подчинены государственным интересам и напоминали «публицистические статьи в стихах». И раз уж мы перешли к творчеству, давайте поподробнее разберемся с творческим методом Тютчева.

Творческий метод Ф.И. Тютчева 

Лирика Ф.И. Тютчева отличается своей философской направленностью. Даже обычное описание природы или любовного чувства обретает в его творчестве глубокий смысл, а лирический герой часто является мыслителем. Также в стихотворениях обычно нет описания событий, присутствует только философский взгляд на них. 

На творчество Тютчева во многом повлиял господствующий в то время романтизм: автор изображал стихийные состояния природы, а также ему было свойственно трагическое мироощущение. Например, он говорил о том, что мир невозможно познать, а любовь в его стихотворениях часто трагична:

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Отрывок из стихотворения «О, как убийственно мы любим…»

Однако основным творческим методом Тютчева считается следование концепциям пантеизма и натурфилософии.

Пантеисты считали, что Бог лучше всего понимается в сближении со Вселенной и иногда даже объединяли эти два понятия.

Так, пантеист, сажая на даче цветы, считает, что таким образом постигает Бога. Однако Бог для них — это не личность (как, например, в христианстве — Иисус Христос), а вся Вселенная, где все едино, а природа — свята и гармонична.  

Натурфилософы обращали свое внимание именно на природу: они считали ее единой, а все процессы в ней — взаимосвязанными. Например, как круговорот воды в природе. 

Также они говорили о единстве человека и природы.

Теперь посмотрим, как все эти концепции отразились непосредственно в творчестве Тютчева и разберем тематические направления его лирики.

Философская лирика

Мы уже выяснили, что философские мотивы свойственны творчеству Тютчева в целом. Однако в его лирике встречаются и исключительно философские стихотворения, которым свойственны:

  • Мысли о непознаваемости мира.
  • Восприятие человека как ничтожной частицы в бесконечной Вселенной.
  • Размышления о роли судьбы в жизни человека.
Советы от Тютчева: как сохранить свой внутренний мир в гармонии?

Многие из нас так или иначе сталкивались с невозможностью выразить свои эмоции: хочется объяснить другому человеку свои чувства, но никак не удается подобрать те самые слова. 
По мнению Тютчева, так происходит от того, что у каждого человека есть уникальный внутренний мир, который другой человек понять в принципе не в состоянии:

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь —

Отрывок из стихотворения «Silentium!»

Что делать в таком случае? Тютчев считает, что нужно молчать и никому не открывать богатства своего внутреннего мира, только так возможно сохранить гармонию:

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои 

Отрывок из стихотворения «Silentium!»

Также в философских произведениях часто говорится о вечности мира и временности человека.

Вечность мираВременность человека
Природа, космос, хаос вечны, они были и будут всегда.Жизнь человека ограничена, конечна, в этом заключается его трагедия.

Давайте теперь рассмотрим философскую лирику Тютчева на примере следующего стихотворения. 

«Нам не дано предугадать…»

Это стихотворение состоит всего из четырех строк. В нем лирический герой размышляет о силе слова, взаимоотношении людей. 

Темы: 

  1. Сила слова. В стихотворении выражается мысль о том, что невозможно угадать, как наши слова могут повлиять на других людей. Тут речь идет не только про разговоры между людьми, но и про поэзию: автор никогда не знает, как окружающие воспримут его творчество: 

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется

  1. Сострадание. В стихотворении говорится о том, что люди способны сострадать, прощать друг другу: 

И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…

СравнениеМетафораАнафора 
«Как нам дается благодать…»«Как слово наше отзовется»«Как слово наше отзовется, / <…> Как нам дается благодать…»

Как видите, философские мотивы нераздельно связаны с темой природы, поэтому сразу переходим к пейзажной лирике.

Пейзажная лирика

Природа у Тютчева — живое существо, поэт ее олицетворяет, дает ей силы:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик…
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

Отрывок из стихотворения «Не то, что мните вы, природа…»

Природа представляется человеку «сфинксом», одним из чудес света, которое невозможно понять. Однако люди все же не теряют надежду на то, что смогут разгадать все тайны природы:

Природа — Сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.

Отрывок из стихотворения «Природа — Сфинкс. И там она верней…»

Философские размышления и природа в творчестве Тютчева практически неразделимы.

Мы привыкли, что в лирике большинства поэтов человек находится в гармонии с природой. Однако у Тютчева все по-другому. Заинтригованы? Тогда давайте разберем на примере. 

«Певучесть есть в морских волнах…»

Человек для Тютчева — часть природы, то, что создано ею, но с одним уточнением: человек понимает свою ничтожность по сравнению с природой и невозможность познать Вселенную, отчего его мироощущение трагично.

В этом Тютчев видит конфликт человека и природы

С одной стороны, природа создала человека, он не сможет существовать отдельно от нее и чувствует с ней связь. Но, с другой стороны, природа и человек — разные организмы. 

Человек vs Природа

Природа ~ гармонияЧеловек ~ хаос
В природе все спокойно, гармонично, а главное — свободно, она не находится в оковах. У нее есть свой язык.Свобода человека призрачна: он никогда не сможет быть полностью независим ни от чего. В его жизни больше хаоса, чем гармонии. Попытка поставить себя выше природы ведет к разрушению. Человек пытается понять язык природы, но у него это не получается. 

Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе, –
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.

Отрывок из стихотворения «Певучесть есть в морских волнах…»

Человек понимает свой разлад с природой, но не может найти, в чем кроется корень этого:

Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что, море,
И ропщет мыслящий тростник?

Отрывок из стихотворения «Певучесть есть в морских волнах…»

Темы: 

  1. Человек и природа. В стихотворении «Певучесть есть в морских волнах…» люди противопоставлены окружающему миру. Тютчев описывает идеальность природы, ее гармонию. Человек же лишний в этом прекрасном окружающем мире:

Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе,-
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.

  1. Философская лирика. Тютчев пытается понять сущность природы, он размышляет над местом человека в окружающем мире. Тютчев — это, в первую очередь, философ, поэтому подобные размышления часто встречаются в его лирике:

Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что море,
И ропщет мыслящий тростник?

Художественные средства выразительности:

Эпитет МетафораОлицетворенияРиторический вопрос
«И стройный мусикийский шорох»«И стройный мусикийский шорох / Струится в зыбких камышах»«И ропщет мыслящий тростник»«Откуда, как разлад возник?»

Но «Певучесть есть в морских волнах…» — это не единственный пример стихотворения, где Тютчев противопоставляет человека и природу. Давайте посмотрим на другой.

«С поляны коршун поднялся…»

О чем вы думаете, когда видите птиц? Об их свободе и величии? Тогда ваши мысли совпадают с размышлениями Тютчева! 

В стихотворении «С поляны коршун поднялся…» Тютчев показывает, насколько человек жалок, по сравнению с природой. 

Темы: 

  1. Человек и природа. В произведении великая и сильная птица (коршун) противопоставлена человеку, который считает себя «царем земли»:

Природа-мать ему дала
Два мощных, два живых крыла —
А я здесь в поте и в пыли,
Я, царь земли, прирос к земли!..

  1. Свобода и неволя. Эта тема также раскрывается благодаря противопоставлению человека и природы. Свободная птица, которая ничем не ограничена, против людей, застрявших «в поте и пыли». Лирический герой восхищен коршуном, его полетом, но при этом разочарован человеком. 

Художественные средства выразительности:

Риторическое восклицаниеОлицетворениеПовторПерифраз
«Я, царь земли, прирос к земли!..»«Природа-мать ему дала»«Я, царь земли, прирос к земли!..»«Я, царь земли, прирос к земли!..»

«Весенняя гроза»

Это пейзажная зарисовка, как вы уже, наверное, догадались, весенней грозы. Лирический герой наблюдает за этим природным явлением, восхищается им. Он подмечает детали, обращает внимание на изменение окружающего мира, что говорит о его близости с природой. 

Тема:

Главная тема стихотворения — это природа, весенняя гроза. Обратите внимание, что гроза тут — это не только природное явление, но и символ перемен. После грозы окружающий мир меняется:

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Все вторит весело громам.

Художественные средства выразительности:

ЭпитетыМетафораОлицетворение 
«весенний, первый гром», «громокипящий кубок»«И солнце нити золотит»«Когда весенний, первый гром, / Как бы резвяся и играя, / Грохочет в небе голубом»

«Чародейкою Зимою…»

Это стихотворение о прекрасном зимнем лесе. Лирический герой восхищен природным чудом. Если перед Новым годом у вас не будет праздничного настроения, то обязательно прочитайте это стихотворение! 

Тема: 

Главная тема стихотворения — это красота зимнего леса, природы. Лирического героя удивляет и воодушевляет покой зимнего леса. Тютчев будто описывает снежную сказку. Поэт олицетворяет зиму, изображает ее как волшебницу, которая украсила окружающий мир:

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

Художественные средства выразительности:

МетафораОлицетворениеЭпитет 
«Он весь вспыхнет и заблещет / Ослепительной красой»«Солнце зимнее ли мещет»«Сном волшебным», «Легкой цепью пуховой»

«Еще шумел весенний день…»

В этом стихотворении Тютчев описывает сутки: день, вечер и ночь. Днем лирического героя окружают люди, он находится в движении: «Еще шумел веселый день, / Толпами улица блистала». Вечером он чувствует усталость: «Весенней негой утомлен». Ночь же в стихотворении показана загадочной, даже мистической. Именно ночью лирический герой ищет ответы на вопросы: «И мне казалось, что меня / Какой-то миротворный гений / Из пышно-золотого дня / Увлек, незримый, в царство теней». 

Темы: 

  1. Человек и природа. Лирический герой обращает внимание на окружающий мир, для него природа — это незаменимая часть дня. В стихотворении шум толпы сливается воедино с облаками: 

Толпами улица блистала,
И облаков вечерних тень
По светлым кровлям пролетала.
И доносилися порой
Все звуки жизни благодатной —
И все в один сливалось строй,
Стозвучный, шумный и невнятный.

  1. Цикличность жизни. За днем неизбежно следует вечер, а потом и ночь:

Затих повсюду шум и гам
И воцарилося молчанье —
Ходили тени по стенам
И полусонное мерцанье…

ЭпитетМетафораОлицетворение 
«И полусонное мерцанье…»«царство теней»«Украдкою в мое окно / Глядело бледное светило»

«Есть в осени первоначальной…» 

Род Жанр Направление Размер 
лирикалирическое стихотворениеромантизмямб

В этом стихотворении поэт запечатлевает спокойную природу, которая покорно готовится к смене времени года. Автор строит стихотворение на антитезе: осень противопоставляется зиме. 

Антитеза — фигура речи, представляющая собой противопоставление. Может проявляться не только на уровне словосочетаний, на уровне предложений, но и на уровне целого текста.

Темы: 

  1. Человек и природа. Природа и человек имеют связь между собой: переход от осени к зиме напоминает изменения в жизни человека, его переход на новый этап жизни. Зрелые годы человека, как и зима, придут незаметно, а юность останется позади.
  1. Природа (осень). В стихотворении описывается осенний пейзаж: пустое поле, улетающие птицы. Природа готовится к приходу зимы. Например, автор пишет: «Где бодрый серп гулял и падал колос, / Теперь уж пусто все — простор везде…» — это значит, что совсем недавно была осень: человек срезал пшеницу, а уже сейчас природа готовится к зиме.
  1. Философская лирика (быстротечность жизни). Лирический герой хочет осмыслить мир, свою жизнь. Он понимает, что она не вечная и пройдет очень быстро. 

Художественные средства выразительности: 

МетафорыЭпитетыСравнениеОлицетворенияСинекдоха
«И льется чистая и теплая лазурь»;
«Пустеет воздух».
«Бодрый серп»;
«Отдыхающее поле»; 
«Лучезарны вечера»;
«Хрустальный день».
«Весь день стоит как бы хрустальный».«Серп гулял»; 
«День стоит».
«Падал колос». 

«Полдень»

Род Жанр Направление Размер 
лирикалирическое стихотворениеромантизмямб

У стихотворения двухчастная композиция (разделение по четверостишиям).

1 часть: изображается природа в полуденное время:

Лениво дышит полдень мглистый;
Лениво катится река;

2 часть: поэт вводит в стихотворение древнегреческих божеств. Пан — древнегреческий Бог дикой природы и плодородия, а нимфа — это божество природы в обличии девушки. 

И сам теперь великий Пан
В пещере нимф покойно дремлет.

С помощью композиции Тютчев подчеркивает универсальность мира: переходит от частного (река, облака) к общему (божество). 

Так, автор показывает, что в мире все связано между собой: и обычные природные явления, которые в полуденное время замедляются, и высшая сила, на которую, в свою очередь, влияет спокойствие природы: божество тоже начинает дремать. 

Темы

  1. Природа. В стихотворении описывается пейзаж: спокойное состояние природы в полдень. Природа в стихотворении гармонична.
  1. Философская лирика. В стихотворении лирический герой видит мир универсальным, но существуют и другие точки зрения этого вопроса, поэтому его убеждение — проявление именного его философского взгляда.

Средства художественной выразительности: 

АнафораОлицетворениеЭпитетыСравнениеСинтаксический параллелизм 
«Лениво дышит полдень мглистый;/Лениво катится река».«Дышит полдень».«Полдень мглистый»;
«В тверди пламенной и чистой»;
«Покойно дремлет»;
«Лениво катится река».  
«И всю природу как туман».Следующие строки построены по единому принципу инверсии:
«Лениво дышишь Полдень мглистый; / Лениво катится река; // Лениво тают облака».

В задании №11 на ЕГЭ вам может встретиться тема: «Мир природы в философской лирике Ф.И. Тютчева. (Не менее трех стихотворений)».

Давайте рассмотрим, что важно было бы рассмотреть при раскрытии этой темы:

1 тезис.
Стихотворение «С поляны коршун поднялся..». В произведении представлен образ коршуна — свободной птицы, которая может летать, делать все, что ей захочется. Это воодушевляет и восхищает лирического героя: «С поляны коршун поднялся, / Высоко к небу он взвился; / Все выше, дале вьется он». Лирический субъект размышляет о том, что человек не может быть таким свободным, как коршун. Композиция стихотворения строится на антитезе: возможности птицы противопоставлены возможностям лирического героя: «А я здесь в поте и в пыли, / Я, царь земли, прирос к земли!..»

2 тезис. Стихотворение «Есть в осени первоначальной…». В произведении описан короткий период начала осени, в котором прекрасен как день, так и вечер: «Весь день стоит как бы хрустальный, / И лучезарны вечера…». Наблюдения за природой вдохновляют лирического героя на размышления о быстротечности и цикличности времени: «Где бодрый серп гулял и падал колос, / Теперь уж пусто все — простор везде».

3 тезис. Стихотворение «Певучесть есть в морских волнах…». Лирический герой пытается понять причину «разлада» человека и окружающего мира. В стихотворении природа описана гармоничной и свободной: «Певучесть есть в морских волнах, / Гармония в стихийных спорах». Человек же пытается понять окружающий мир, но у него не выходит. Люди ставят себя выше природы, но на самом деле это лишь иллюзия: «И отчего же в общем хоре / Душа не то поет, что море, / И ропщет мыслящий тростник?»

Есть ли у Тютчева какие-либо другие темы, не про человека и не про природу? Да! Любовная лирика. К ней мы и переходим.

Любовная лирика

Характерные черты любовной лирики Тютчева: 

  1. Автобиографичность.

Автобиографичность — это свойство, присущее некоторым произведениям, черты биографии писателя в его произведениях. 

Например, однажды после долгой разлуки поэт встретил Амалию Крюденер, свою прошлую любовь, а потом описал свои чувства в стихотворении «К.Б.». Произведение основано на реальных событиях в жизни автора — следовательно, оно автобиографично.

  1. Описание переживаний, а не происходящих событий.  

Тютчеву важно показать состояние души лирического героя, описать его эмоции и переживания, а не рассказать в подробностях о событии, повлиявшем на появление чувств. 

Я встретил вас — и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое —
И сердцу стало так тепло…

Отрывок из стихотворения «К.Б.»

Как видите, подробности встречи не уточняются, но описываются эмоции лирического субъекта.

  1. Двойственность понимания любви.

Любовь для лирического героя Тютчева — и волшебное, возвышенное чувство, и страдания, взрыв страстей, рок. 

  1. Связь с философией. 

Да, философские размышления присутствуют и в любовной лирике. Лирический герой часто рассуждает о том, что любовь быстро проходит, а счастье, которое она дарит человеку, яркое и приятное, но недолговечное:

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горячей влагою своей.

Отрывок из стихотворения «О, как убийственно мы любим…»

Чем личная жизнь Тютчева напоминала сериал?

Не все знают, что в жизни Тютчева была настоящая запретная любовь. Возлюбленную поэта звали Елена Александровна Денисьева. Отношения между ними продолжались 14 лет, несмотря на то, что девушка была моложе поэта более чем на 20 лет, а сам Тютчев был женат. Из-за этой связи родители отреклись от дочери, перед ней закрылись двери многих домов, а дети влюбленных по закону не могли унаследовать дворянство родителей. В общем, положение Денисьевой напоминало положение Анны Карениной из романа Л.Н. Толстого.


(Е.А. Денисьева)

Тем не менее по воспоминаниям современников, женщина не жаловалась на судьбу и считала себя настоящей женой Тютчева. Он же посвятил ей большое количество стихотворений, которые литературоведы называют «Денисьевским циклом». Эти произведения напоминают лирический дневник — очень близкий автору лирический герой откровенно описывает самые сокровенные переживания.

А теперь в качестве примера рассмотрим одно из самых известных любовных стихотворений Тютчева.

«О, как убийственно мы любим…»

Род Жанр Направление Размер 
лирикаэлегияромантизмямб

В этом стихотворении присутствуют грустные философские размышления, поэтому мы можем назвать его элегией. В произведении рассказывается трагическая история возлюбленной лирического героя, которая из-за связи с ним пережила много боли. Лирический субъект очень страдает от того, что стал причиной ее мучений, и винит во всем себя:

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

В стихотворении кольцевая композиция (одинаковые первая и последняя строфы). Автор использует этот прием, чтобы сделать акцент на последствиях связи лирического героя: отношения с ним погубили девушку.

В «О, как убийственно мы любим…» можно выделить следующие темы: 

  1. Любовь. Любовь в стихотворении — «поединок роковой». Это страстное, сильное, глубокое и искреннее чувство, ради которого можно пойти на все. Однако любовь приносит не столько счастье, сколько страдание и боль:

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

  1. Человек и толпа. В стихотворении описывается давление общества на влюбленных, из-за чего, в первую очередь, сильно страдает женщина:

Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.

Идея стихотворения состоит в том, что иногда даже глубокое и искреннее чувство может принести боль и страдания, а толпа является врагом любви.

Художественные средства выразительности: 

ЭпитетыМетафораПовторСравнения
«Бурной слепости страстей»; «волшебны взоры, речи»; «смех младенческо-живой».«Куда ланит девались розы»; «что в душе ее цвело»«Боль злую, боль ожесточенья»«Как северное лето»; «Как пепл»

В задании №10 на ЕГЭ вас могут попросить назвать стихотворение, в котором раскрывается тема любви. Произведение Тютчева «О, как убийственно мы любим…» как раз подойдет для раскрытия этой темы. 

Лирический герой рассказывает историю своей трагической любви. Романтическое чувство приносит не только счастье, но и страдания: «Судьбы ужасным приговором / Твоя любовь для ней была, / И незаслуженным позором / На жизнь ее она легла!»

Стихотворение Тютчева можно сопоставить с произведением А.С. Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…»). Для обоих лирических героев любовь — сильное чувство, которое способно повлиять на жизнь человека. Однако если в стихотворении Тютчева отношения приносят страдания, особенно избраннице лирического субъекта, то в произведении Пушкина любовь спасает лирического героя, вносит в его жизнь смысл: «Душе настало пробужденье: / И вот опять явилась ты, / Как мимолетное виденье, / Как гений чистой красоты».

Нам осталось рассмотреть последнее тематическое направление, в котором творил Тютчев.

Гражданская лирика

Стихотворения гражданской лирики основаны на мировоззрении самого автора: 

  • Поэт считал, что у России есть свой неповторимый путь.
  • Родина представлялась ему православной и патриархальной.
  • Тютчев считал Россию благословенной землей, глубоко любил русский народ и восхищался его долготерпеньем:

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!

Отрывок из стихотворения «Эти бедные селенья» 

А теперь проанализируем небольшое стихотворение гражданской лирики Тютчева.

«Умом Россию не понять…»

Род Жанр Направление Размер 
лирикалирическое стихотворениеромантизмямб

Это небольшое стихотворение философского характера, которое представляет собой размышление Тютчева о сущности России. 

Как можно в четыре строчки вложить огромный смысл?

В четырех строчках стихотворения «Умом Россию не понять…» заложен глубокий смысл:

1. Поэт показывает веру в Россию, но лирический субъект не понимает, откуда взялась его уверенность в силе страны.

2. В стихотворении прослеживается самобытность русского народа. У него своя культура, язык, традиции, отличные от других народов.

3. Лирический герой верит в то, что у России есть особенный путь развития.

В «Умом Россию не понять…» можно выделить следующие темы

  1. Патриотизм. Лирический герой верит в свою Родину, в ее развитие и особенный путь, что показывает его любовь к ней.
  1. Россия, Родина. Речь идет о родной стране лирического героя — России. 

Художественные средства выразительности: 

Писатели используют в своих произведениях различные тропы и стилистические фигуры, чтобы донести определенные важные мысли. 

В «Умом Россию не понять…» есть: 

ЭпитетМетафора
«Особенная стать»«Умом не понять»

Эпитет здесь подчеркивает уникальность России, а метафора отражает то, что Россию и ее путь невозможно понять путем каких-то логических умозаключений. Также в стихотворении есть фразеологизм «мерить общим аршином», показывающий, что Россию нельзя сравнивать с другими странами, она совершенно своеобразная, не похожая ни на что.

На этой чудесной мысли мы заканчиваем наше путешествие по творчеству Ф.И. Тютчева. Оно было разнообразным: мы переживали любовные чувства вместе с лирическим героем, ездили по России и задумывались над тем, является ли человек венцом природы. К слову, не только Тютчев задумывался об этом и рассуждал о «космизме». Познакомиться с его «братом по перу» и философским стихотворениями можно в статье «Лирика Афанасия Афанасьевича Фета». Будем ждать вас там, чтобы вместе погрузиться в атмосферу таинства и лунных ночей!

Термины

Анафора — фигура речи, заключающаяся в повторении слова или нескольких слов в начале каждой стихотворной строки (или предложения — в прозаическом тексте).

Литературный жанр — исторически складывающиеся группы литературных произведений, объединенных совокупностью формальных и содержательных свойств.

Литературное направление — совокупность литературно-эстетических и духовных принципов, характерная для произведений многих писателей, сохраняющаяся и реализующаяся в их творчестве на протяжении некоторого исторического периода.

Лексический повтор — фигура речи, заключающаяся в намеренном повторении в одном участке текста слова либо речевой конструкции.

Метафора — наделение одного объекта свойствами или признаками другого; скрытое сравнение.

Олицетворение — троп, который представляет собой наделение неживых предметов свойствами одушевленных существ.

Перифраз — иносказание, описательная характеристика, замена одного понятия синонимичным в данном контексте.

Риторические конструкции (восклицания, вопросы, обращения) — фигуры речи, условные конструкции, выражающие сильные эмоции.

Романтизм — литературное направление первой половины XIX века, где реальность противопоставляется идеалам. Это эпоха сильных и независимых героев, которые могут открыто противостоять обществу. Авторы романтизма часто обращались к фольклору, историческому прошлому и экзотике.

Синекдоха — название части вместо целого или целого вместо части.

Синтаксический параллелизм — фигура речи, проявляющаяся в идентичных по синтаксису (устройству) предложения.

Сравнение — сопоставление явлений на основании схожих свойств.

Тема — это предмет изображения в художественном произведении, его основное содержание.

Эпитет — троп, представляющий собой художественно-образное определение какого-либо предмета или явления.

Фактчек

  • Лирика Ф.И. Тютчева наполнена философским смыслом. Автор акцентирует внимание не на событиях, а на эмоциях от этих событий. 
  • Человек и природа в творчестве Тютчева взаимосвязаны, но первый никогда не сможет полностью познать вторую.
  • Любовь для Тютчева — чувство, которое дарит счастье, но потом все равно приносит боль и разочарование.
  • Природа в стихотворениях является отдельным живым существом

Проверь себя

Задание 1.
Какой размер стихотворения «Полдень»?

  1. хорей;
  2. амфибрахий;
  3. ямб;
  4. дактиль. 

Задание 2.
В стихотворении «Полдень» нет темы:

  1. природы;
  2. Бога;
  3. Родины;
  4. универсальности мира.

Задание 3.
Какое средство выразительности использовано в словосочетании «падал колос»?

  1. анафора;
  2. метафора;
  3. олицетворение;
  4. синекдоха.

Задание 4.
Какое направление в произведении «Умом Россию не понять…»?

  1. романтизм;
  2. реализм;
  3. сентиментализм;
  4. классицизм.

Задание 5.
Какое средство выразительности используется во фразе «что в душе ее цвело»?

  1. эпитет;
  2. метафора;
  3. оксюморон;
  4. олицетворение.

Ответы: 1. — 3; 2. — 3; 3. — 4; 4. — 1; 5. — 2.

Понравилась статья? Оцени:
Читайте также:

Читать статьи — хорошо, а готовиться к экзаменам
в самой крупной онлайн-школе — еще эффективнее.

50 000
Количество
учеников
1510
Количество
стобальников
>15000
Сдали на 90+
баллов