Умскул учебник стремится стать лучше! Если вы наткнулись на ошибку или неточность в нашем материале - просто сообщите нам, мы будем благодарны!
Литература

М.А. Булгаков роман «Мастер и Маргарита». Часть 2

12.2.2023
871

На этой странице вы узнаете

  • Кто был прототипом Маргариты?
  • Является ли Мастер автобиографичным персонажем?
  • Почему Мастер не заслужил «света»?

Если в вашей истории поиска в интернете есть следующие запросы: «Как стать ведьмой? Как продать душу дьяволу, чтобы сдать экзамен по литературе? Пьют ли коты чистый спирт?! — то вам сюда. Мы продолжаем разбирать один из самых скандальных романов русской литературы, а имя ему — «Мастер и Маргарита». Мы с вами опровергнем мнение недалеких критиков о том, что это произведение — «опиумный бред» писателя, и преисполнимся в познании, постигнув философский смысл романа. 

«Фантастические твари» М.А. Булгакова

«Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова — многоплановый роман, в котором существуют три разных мира. Давай вспомним, какие.

Ершалаимский мирМосковский мирПотусторонний мир
Евангельская притча в авторской обработке.Советская действительность 1920—1930-х годов.Фантастический мир.

Рассмотрим поподробнее фантастический мир в романе. Сначала давайте вспомним, какие герои связаны с потусторонними силами в произведении. Конечно, это свита Воланда — Коровьев, Азазелло, Гелла и кот Бегемот — и сам дьявол. Примечательная компания, не правда ли? Наш вам совет — увидите этих «фантастических тварей» на Патриарших, бегите! Мало ли что они могут натворить. 

Теперь давайте разберемся, чем эта свита во главе с царем тьмы занимается. По логике вещей, дьявол и его приспешники могут творить только зло. Но так ли это в романе М.А. Булгакова? Не совсем. Действительно, свита Воланда наказывает людей. Однако жертвы проделок нечистой силы не так уж и невинны. Чтобы убедиться в этом, предлагаем вашему вниманию перечень московских «потерпевших». 

ГеройПреступлениеНаказание
Михаил Александрович Берлиоз, председатель МАССОЛИТаНе верил ни в бога, ни дьявола; самоуверен, ограничен.Лишился головы, попав под трамвай.
Степан Лиходеев, директор Бездельник, пьяница, развратник.«Выкинут ко всем чертям из Москвы».
Никанор Иванович Босой, председатель жилищного товарищества«Выжига и плут», жаден; брал взятки.Арестован за хранение валюты.
Николай Иванович, сосед Маргариты Распутство.Превращен в борова.
Прохор Петрович, председатель главной зрелищной комиссииБюрократизм, бездушие, грубость.Превращен в костюм.

Это, конечно, неполный список «жертв» свиты Воланда, но он все равно достаточно показателен. Исходя из него мы можем сделать вывод, что все эти люди были наказаны не просто так, а за конкретные проступки. Получается, что свита Воланда не творит зло в Москве, а просто карает провинившихся. 

В «Мастере и Маргарите» царь тьмы, обладатель нечистых сил, лишь обнаруживает пороки людей и пытается перевоспитать москвичей. Неожиданный поворот, не так ли?

Более того, Воланд способен на милосердие. В финале романа он дарует покой Мастеру и Маргарите, позволяет Понтию Пилату встретиться с Иешуа Га-Ноцри, которого он незаслуженно обрек на смерть.

Таким образом, герои из потустороннего мира помогают писателю раскрыть тему добра и зла. По мнению М.А. Булгакова, плохие поступки совершают не мистические существа, не дьявол, а человек. Зло и добро исходят от людей, потусторонние силы тут ни при чем.

Система образов: кто есть кто

  Маргарита: всепоглощающая любовь
— Красивая женщина тридцати лет: «Какая красивая…».
— Умная женщина: «Чем дальше я говорю с вами, — любезно отозвался Воланд, — тем больше убеждаюсь в том, что вы очень умны».
— Маргарита смела и решительна: «Все ее действия показывали, что она полна решимости и что она овладела собой».
— До встречи с Мастером несчастна, так как живет с нелюбимым мужем.
— Она милосердна и щедра, героиня жалеет Фриду на балу у Воланда.
— Ради любимого Маргарита заключает сделку с дьяволом: «Ах, право, дьяволу бы заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!»
— Маргарита — воплощение силы, любви и преданности. 
Кто был прототипом Маргариты?

Большинство исследователей сходятся во мнении, что прототипом героини была третья жена писателя — Елена Булгакова. Они были похожи: «косящий разрез глаз» (у жены М.А. Булгакова) и «чуть косящая на один глаз ведьма» (у Марагариты). 

Елена Булгакова

Мастер: истинный творец

— Внешность героя: «бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми».
— Беспокойный и тревожный человек.
— Простой и небогатый.
— Историк по образованию, знает пять языков: «Я знаю пять языков, кроме родного, — ответил гость, — английский, французский, немецкий, латинский и греческий. Ну, немножко еще читаю по‑итальянски…».
— До встречи с Маргаритой был женат, но неудачно, так как даже не может вспомнить имени своей бывшей супруги: «…на этой… Вареньке, Манечке… нет, Вареньке… еще платье полосатое… музей… впрочем, я не помню».
— Выигрывает сто тысяч рублей в лотерею и решает написать роман о Понтие Пилате.
— Роман неохотно печатают, на Мастера обрушивается шквал критики, поэтому герой его сжигает.
— Психика Мастера травмирована критиками, он сходит с ума и попадает в психиатрическую больницу: «…я здесь сижу из‑за того же, что и вы, именно из-за Понтия Пилата».
— Мастер — образ истинного творца. Он создает свой роман не в угоду власти, как это делают члены МАССОЛИТа. Герой не стремится извлечь выгоду из своего творчества. Мастер «живет» своим романом. Гневные рецензии на его произведение глубоко ранят героя. 
Является ли Мастер автобиографичным персонажем?

Многие литературоведы полагают, что образ мастера во многом автобиографичен: автор также сжег первую редакцию своего романа «Мастер и Маргарита». Шквал гневной критики о Мастере и его романе похожи на то, что пришлось пережить самому М.А. Булгакову.
Михаил Булгаков (1926)
Воланд: «добрый» дьявол?
— Дьявол, воплощение нечистой силы, повелитель злых сил, дух зла, князь тьмы.
— Обладает неограниченными возможностями и силами.
— Он не творит зло, а только обнаруживает его в людях и пытается их перевоспитать. В романе герой выступает в роли судьи.
— Справедлив, милосерден к тем, кто этого заслуживает.

Если мы вам скажем, что кот Бегемот — это не кот Бегемот? Удивитесь? Так и было задумано. Давайте, наконец, разберемся, каково истинное лицо членов свиты Воланда.

Свита Воланда: трое в лодке, не считая кота

  • Коровьев. Герой носит прозвище Фагот. Это высокий и худой мужчина в клетчатом пиджаке. Он способен читать мысли, постоянно шутит и кривляется. На самом деле, Коровьев — «темно-фиолетовый рыцарь с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом». За неудачный каламбур был наказан Воландом, и ему пришлось «прошутить немного больше и дольше, нежели он предполагал».
  • Азазелло. Внешность: «маленького роста, пламенно‑рыжий, с клыком», у героя «разбойничья рожа». Всегда вежлив со своим повелителем, он аккуратный и точный помощник. Герой грубоват, но любит иметь дело с женщинами. Азазелло приходится выполнять «грязную работу» в свите Воланда, он является убийцей. Герой — «демон безводной пустыни, демон‑убийца».
  • Кот Бегемот. Это «кот, громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами». Неизменным спутником Бегемота является Коровьев. Может превращаться в человека — толстяка с кошачьим лицом. Он обаятелен и любит безобразничать. Герой любит шутить и приврать. Настоящий облик Кота Бегемота: «Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном‑пажом, лучшим шутом, какой существовал когда‑либо в мире».
  • Гелла. Рыжеволосая молодая ведьма со шрамом на лице. Все время ходит нагая. Является преданной служанкой Воланда, выполняет все поручения своего повелителя. 

Финал романа: и жили они долго и счастливо?

Любой истории когда-нибудь приходит конец. Так каков финал одного из самых скандальных романов в русской литературе?

Наверное, самый животрепещущий вопрос — что стало с Мастером и Маргаритой? Они умерли… Но, не все так страшно. Действительно, Азазелло отравил возлюбленных, и они умерли. Однако Воланд призвал их к себе, чтобы даровать покой, об этом его попросил князя тьмы Левий Матвей. 

Почему именно покой? Не виллу на море и кучу денег? Левий Матвей аргументирует это так: «Он [Мастер] не заслужил света, он заслужил покой»

Почему Мастер не заслужил «света»?

Во-первых, с точки зрения христианства герой не может попасть в рай, потому что не смог отказаться от всего земного. Если верующий человек жаждет «спасения», он должен преодолеть в себе все человеческое. Мастер же не захотел оставлять Маргариту, свою пускай и великую, но грешную любовь. Не забываем, Маргарита была замужем, а изменять — плохо. 

Кроме того, героиня согласилась на сделку с дьяволом и стала ведьмой. Кто такую пассию в рай пустит-то? Кроме того, уныние и отчаяние тоже грехи. Неплохой список, чтобы не пройти фейсконтроль, не правда ли?

Во-вторых, несмотря на то, что Мастер совершил творческий подвиг, он не выдержал испытаний и отказался от своего детища, потому что оно принесло ему слишком много горя. 

Теперь мы разобрались, почему Мастера отправили именно на покой. А какой это покой? Это «вечный дом» для Маргариты и ее возлюбленного, предположительно, в Германии 18—19-х веков: «О, трижды романтический мастер, неужто вы не хотите днем гулять со своею подругой под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта? Неужели ж вам не будет приятно писать при свечах гусиным пером? Неужели вы не хотите, подобно Фаусту, сидеть над ретортой в надежде, что вам удастся вылепить нового гомункула? Туда, туда. Там ждет уже вас дом и старый слуга, свечи уже горят, а скоро они потухнут, потому что вы немедленно встретите рассвет».

С Мастером и Маргаритой мы разобрались, а как поживает Понтий Пилат? Для него развязка не менее благополучна, он наконец-то может встретиться с тем, с кем все время хотел объясниться. Герой получает освобождение и прощение и вместе с Иешуа он, беседуя, уходит по лунной дороге.

Что касается свиты Воланда и самого мессира, они просто умчались куда-то перед рассветом: «Тогда черный Воланд, не разбирая никакой дороги, кинулся в провал, и вслед за ним, шумя, обрушилась его свита. Ни скал, ни площадки, ни лунной дороги, ни Ершалаима не стало вокруг». Появились из ниоткуда, также и исчезли.

Вот и сказочке конец. Хотя нет, мы забыли кого-то важного. Помните Ивана Бездомного? После разговоров с Мастером Иван принимает решение перестать писать стихи. В эпилоге Иван Николаевич Понырев является профессором института истории и философии.

О чем нам говорит такой финал романа? 

  1. В финале раскрывается мысль о том, что прощение — высшая награда. Иешуа прощает Понтия Пилата, который тысячелетиями мучился из-за неверного выбора. Он понес наказание за свою трусость и заслужил освобождения.
  2. Каждый получает то, что заслуживает. Вспомним фразу Воланда: «Все будет правильно, на этом построен мир». Мастер мечтал о покое — он его получил, Маргарита хотела быть с любимым, и это желание сбылось. 
  3. В финале романа мы видим, что зло и добро сосуществуют друг с другом, находятся в постоянном «диалоге». Вспомним Левия Матвея, который пришел к Воланду просить за Мастера с Маргаритой.

Фактчек

  • В романе три мира: ершалаимский, московский, фантастический. Последнему принадлежат Воланд и его свита.
  • Нечистая сила в романе не творит зло, а обличает пороки людей, с целью перевоспитать их. 
  • Маргарита — воплощение любви и силы в романе, она готова на все, чтобы воссоединиться с Мастером.
  • Мастер — истинный творец, он «жил» своим романом, и от него же пострадал.
  • Воланд — князь тьмы, справедлив, способен на милосердие.
  • В финале романа Мастер и Маргарита обретают покой, потому что «света» не заслуживают.
  • Понтий Пилат получает прощение после тысячелетий страданий из-за неверного выбора.

Проверь себя

Задание 1.

Кто не относится к фантастическому миру в романе «Мастер и Маргарита»?

  1. Варенуха
  2. Коровин
  3. Лиходеев
  4. Соков

Задание 2.

Почему свита Воланда наказывает москвичей?

  1. Им скучно.
  2. Они соревнуются в мастерстве уловок.
  3. Они наказывают москвичей за их проступки.
  4. Москвичи у них отобрали жилплощадь на Патриарших прудах.

Задание 3.

Почему Мастера можно назвать истинным творцом?

  1. Он не пишет в соответствии с политикой партии.
  2. Он является членом МАССОЛИТа.
  3. Он ужинает в «Грибоедове».
  4. Он любит книги.

Задание 4.

Чего заслуживает Мастер?

  1. свет
  2. тьму
  3. покой
  4. забвенье

Ответы: 1. — 2; 2. — 3; 3. — 1; 4. — 3.

Понравилась статья? Оцени:
Читайте также:

Читать статьи — хорошо, а готовиться к экзаменам
в самой крупной онлайн-школе — еще эффективнее.

50 000
Количество
учеников
1510
Количество
стобальников
>15000
Сдали на 90+
баллов