Умскул учебник стремится стать лучше! Если вы наткнулись на ошибку или неточность в нашем материале - просто сообщите нам, мы будем благодарны!
Литература

С.А. Есенин. Лирика. Часть 1

24.11.2022
1093

На этой странице вы узнаете 

  • «Новокрестьянская поэзия» — это снова про крестьян?
  • Кем была жена Есенина?
  • Как лучше запомнить стихотворения Есенина?

Вы слышали о «поэте-хулигане», который жил насыщенной жизнью и писал очень красивые стихотворения о природе и о любви? Его жизненный путь был настолько ярким, что разговоры о нем не затихают до сих пор. Давайте узнаем подробности жизни и творчества этой удивительной личности.

Биография

Сергей Александрович Есенин (3 октября 1895 — 28 декабря 1925) — русский поэт, один из крупнейших литераторов Серебряного века. Он творил в русле новокрестьянской поэзии, позднее — в направлении имажинизм. 

Будущий поэт родился в селе Константиново в Рязанской губернии в крестьянской семье. Именно природу родных краев он впоследствии описывал в своих стихотворениях. 

Как и в наше время многие выпускники покидают родные города и едут в столицу, так и Есенин по окончании церковноприходской школы отправился в Москву. Там он сначала работал в мясной лавке, а потом — в типографии. 

В 1913 году в Москве Есенин поступил в университет Шанявского, а уже в следующем году опубликовал свои первые стихотворения. Одно из них вы точно читали в детстве:

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

Отрывок из стихотворения «Береза»

В 1915 году Есенин переехал из Москвы в Петроград, где познакомился с Александром Блоком и другими уже известными поэтами. Именно там он увлекся «новокрестьянской поэзией».

«Новокрестьянская поэзия» — это снова про крестьян?

Поэтам этого направления была свойственна глубокая любовь к малой Родине (обычно — родному селу), обращение к христианским мотивам, фольклорным сюжетам и образам, следование вековым народным традициям, а также противопоставление городской «порочной» культуры нравственно чистой деревенской. 

В середине XX века к тем же темам и образам обращались писатели-деревенщики, например, Виктор Астафьев. Подробнее об этом можно прочитать в статье «Проза второй половины XX в. Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков».

Первые же сборники стихотворений принесли Есенину широкую известность. Его приглашали на разные поэтические вечера, он выступал даже перед императрицей Александрой Федоровной.

Возможно, вы заметили, что в стихотворениях поэта очень много метафор: например, «костер рябины красной»

Это связано с тем, что в 1918—1920 годах Есенин увлекся течением имажинизм и выпустил несколько сборников стихотворений. Например, «Стихи скандалиста» или «Москва кабацкая». По названиям сборников вы видите, что жизнь поэта в начале 1920-х годов была достаточно бурной. В газетах Есенина в самом деле обвиняли в пьянстве, дебошах и драках. Депрессия и алкогольная зависимость привели к тому, что жена поэта поместила его в психоневрологическую клинику.

Сергей Есенин и Софья Толстая
Кем была жена Есенина?

Эту женщину звали Софья Андреевна, она была внучкой Льва Николаевича Толстого. Однако она была не единственной супругой поэта. Есенин был дважды женат до нее. Сначала на актрисе Зинаиде Райх, которой посвящено стихотворение «Письмо к женщине». А затем на американской танцовщице Айседоре Дункан. Также поэт состоял в отношениях с другими женщинами и в целом имел четверых детей от разных матерей. 

В декабре 1925 года Есенин покинул клинику и уехал в Ленинград. Спустя несколько дней после приезда, его тело было найдено в гостинице, где он остановился. По официальной версии, поэт совершил самоубийство.

Теперь обратимся к творчеству Есенина и узнаем больше о ключевом образе в его поэзии.

Образ Родины

В. Д. Поленов «Русская деревня», 1889 г.
  • Это самый важный образ в поэзии Есенина. Он неразрывно связан с малой Родиной поэта — деревней в Рязанской губернии.
  • Этот образ также связан с природой родного края: поэт воспевает березки, поля, леса родной стороны.
  • Единение с родиной вселяет радость и счастье в душу лирического героя. И, наоборот, вдали от нее он очень тоскует и чувствует себя потерянным.
  • Образ Родины тесно связан с христианской символикой: в стихотворениях присутствуют образы храмов, икон, упоминаются молитвы, обряды, колокольный звон.
  • Часто образ Родины сужается до образа крестьянской избы — родного дома лирического героя:

Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда, —
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.

Отрывок из стихотворения 
«Низкий дом с голубыми ставнями…»

Более подробно рассмотрим разные направления лирики Есенина.

Тематические направления лирики Есенина

Лирика может относиться к разным тематическим направлениям. Если произведение о любви, то оно относится к любовной лирике. Если в нем много отвлеченных размышлений (о жизни и смерти, добре и зле), то к философской. 

У Есенина встречаются стихотворения любовной, патриотической, философской и природной тематики. Особенность творчества Есенина состоит в том, что его лирика едина

  • В стихотворениях о любви обязательно присутствует связь с природой. Например, в произведении «Не бродить, не мять в кустах багряных…» лирический герой описывает свою возлюбленную через природные образы:

На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.

Отрывок из стихотворения
«Не бродить, не мять в кустах багряных…»

  • В стихотворениях о Родине также неизменно описывается природа родного края:

Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Отрывок из стихотворения
«Спит ковыль. Равнина дорогая…»

  • В стихотворениях на философские темы часто присутствует образ Родины, неразрывно связанный с природой:

Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть моей тоски.

Отрывок из стихотворения
«Мы теперь уходим понемногу…»

Как лучше запомнить стихотворения Есенина?

Огромное количество произведений Есенина было положено на музыку: например, песня «Клен ты мой опавший…». Так что вы можете просто забить в поиске названия стихотворений и послушать их как обычные песни. Так произведения даже лучше запомнятся. 

А теперь проанализируем конкретные стихотворения поэта.

«Гой ты, Русь, моя родная!..»

В этом стихотворении лирический герой с радостью и любовью думает о своей родной стороне и чувствует тесную взаимосвязь с ней.

Родной дом С. Есенина
НаправлениеЖанрРазмер
Новокрестьянская поэзияЛирическое стихотворениеХорей

Темы, раскрывающиеся в стихотворении:

  • Родина — для поэта это патриархальная, дореволюционная деревня. Лирический герой испытывает глубокую и нежную любовь к родному краю.
  • Природа — лирический герой любит именно природу своей Родины, восхищается ее полями и лугами:

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя. 

  • Деревня — это и есть Родина лирического героя. Он любит деревенские церкви, старые избушки, смех и пляски крестьянских девушек.
  • Вера — родная земля лирического героя православная и патриархальная. Избы напоминают ему образа, родной край связан с празднованием Яблочного и Медового Спаса:

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.

Тропы и стилистические фигуры:

  • Эпитет «Русь, моя родная» отражает важность Родины для лирического героя, это самое родное, близкое в его жизни.
  • Метафора «синь сосет глаза» отражает бескрайность, бесконечность неба, которое притягивает к себе взор лирического героя. В этих строках есть и аллитерация — звук [с], который акцентирует внимание на синеве небес. 

Образ такого же высокого и безграничного неба присутствует в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»: раненый герой Андрей Болконский, глядя на него, переосмысляет свою жизнь. 

  • Метафоры «И гудит за корогодом/ На лугах веселый пляс» и «Прозвенит девичий смех», а также сравнение смеха с сережками показывают, что на Родине лирического героя очень весело, все жители счастливы и довольны.

Диалектизм — это слово или оборот речи, который употребляют только в какой-то определенной местности.

Например, «корогодом» в Рязанской губернии, на Родине Есенина, называют хоровод. Используя в стихотворении диалектизм, автор, очевидно, хотел подчеркнуть, что он пишет именно о своем родном селе и выражает глубокую любовь к своему родному краю.

Идея стихотворения заключается в том, что Родина — это самое дорогое в жизни человека, она дороже рая.

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою». 

«Не бродить, не мять в кустах багряных…»

В этом стихотворении лирический герой описывает свою возлюбленную через природные образы. Воспоминание о любви вызывает у лирического субъекта светлые и радостные чувства.

НаправлениеЖанрРазмер
Новокрестьянская поэзияЭлегияХорей

Присутствие в стихотворении грустных размышлений позволяет отнести его к жанру элегии

У этого произведения также кольцевая композиция: одинаковые первая и последняя строфы. Такой прием позволяет подчеркнуть грусть и подавленное состояние лирического субъекта.

В этом стихотворении раскрываются темы любви и природы, причем они неразрывно связаны между собой. Любовь лирического «Я» к женщине сливается с его любовью к природе, он сравнивает волосы возлюбленной со снопом овса, а ее саму — с закатом. 

Тропы и стилистические фигуры:

  • Эпитеты «невинных рук», «светлой тайне» и сравнение «И, как снег, лучиста и светла» помогают автору создать более возвышенный, светлый, чистый образ возлюбленной.
  • Сравнение «Имя тонкое растаяло, как звук» и метафора «Зерна глаз твоих осыпались, завяли» позволяют автору образно показать, что герои расстались и их любовь уже не повторится.
  • Олицетворение «шепчет синий вечер» снова связывает образ возлюбленной с природными образами. Также оно отражает туманность, эфемерность образа девушки, у нее нет каких-то четких черт.

Идея стихотворения заключается в том, что любовь лирического героя к женщине неразрывно связана с любовью к родной стороне и ее природе.

«Мы теперь уходим понемногу…»

В этом стихотворении лирический герой размышляет о смерти: возможно, и ему скоро придется уйти в мир иной. С одной стороны, лирический субъект счастлив, что прожил яркую, интересную жизнь и оставил после себя творческое наследие. Но, с другой стороны, ему совсем не хочется покидать мир, в котором ему было так хорошо и где такая прекрасная, родная природа.

ТечениеЖанрРазмер
ИмажинизмЛирическое стихотворениеХорей

Темы, раскрывающиеся в стихотворении:

  • Философские размышления. Лирический герой размышляет о жизни и смерти, смысле жизни. Он предчувствует скорую смерть и оттого начинает еще больше ценить жизнь:

Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.

  • Темы природы и Родины связаны между собой. На этом свете лирический герой больше всего любит родную природу, именно ее ему покидать тяжелее всего:

Знаю я, что не цветут там чащи,
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящих
Я всегда испытываю дрожь.

  • Воспоминания. Осмысляя свое прошлое, лирический герой вспоминает прошлое и приходит к выводу, что прожил счастливую и насыщенную жизнь.

Тропы и стилистические фигуры:

  • Перифраз «ту страну, где тишь и благодать» отражает некий страх лирического героя перед смертью, он не решается говорить о ней прямо.
  • Риторические восклицания «Милые березовые чащи!/ Ты, земля! И вы, равнин пески!» отражают степень восхищения лирического героя перед родной природой и любви к ней.
  • Метафоры «Не звенит лебяжьей шеей рожь» и «нив, златящихся во мгле» усиливают красоту родной природы и сильнее отражает горечь лирического героя от того, что после смерти он уже не увидит этой красоты.
  • Анафора «Много дум … /Много песен» подчеркивает, что лирический герой жил не напрасно, он много сделал и оставил о себе большую память.

Идея стихотворения состоит в том, что человек не может жить вечно, и каждый из нас рано или поздно покинет этот мир. Однако после смерти мы уже не сможем восхищаться красотой родной и любимой природы, поэтому важно наслаждаться каждым моментом и ценить его. 

Термины

Имажинизм — литературно-художественное течение начала XX века, которому было свойственно главенство «образа как такового». Авторы считали, что поэтическое творчество — это процесс развития языка через метафору и стихотворение должно представлять собой «каталог образов».

Метафора — наделение одного объекта свойствами или признаками другого; скрытое сравнение. Например, «Роняет лес багряный свой убор» — листья напоминают автору багряный убор. 

Эпитет — троп, представляющий собой художественно-образное определение какого-либо предмета или явления. Например, «печальный свет» — в прямом смысле свет не может быть печальным, но автор воспринимает его именно так.

Перифраз — иносказание, описательная характеристика, замена одного понятия синонимичным в данном контексте. Например, «белая смерть» вместо «сахар».

Олицетворение — троп, который представляет собой наделение неживых предметов свойствами одушевленных существ. Например, «небо плачет».

Элегия — жанр лирики, произведения которого содержат грустные философские размышления (о смысле жизни, о жизни и смерти).

Фактчек

  • Есенин прожил короткую, но яркую и интересную жизнь. Он творил в русле «новокрестьянской поэзии» и течения имажинизм.
  • Образ Родины — ключевой в лирике Есенина. Для него Родина — это русская патриархальная дореволюционная деревня, к которой он испытывает глубокую и искреннюю любовь.
  • Лирику Есенина можно условно поделить на любовную, философскую, патриотическую и гражданскую. Однако в каждом стихотворении присутствуют мотивы разных тематических направлений, поэтому в целом можно говорить о единстве лирики автора.

Проверь себя

Задание 1.
К какому течению обратился Есенин в конце 1910-х годов?

  1. акмеизм
  2. футуризм
  3. имажинизм
  4. символизм

Задание 2.
Ключевой образ лирики Есенина — …

  1. Родина
  2. война
  3. дорога
  4. город

Задание 3.
Какой вид композиции в стихотворении «Не бродить, не мять в кустах багряных…»?

  1. зеркальная
  2. обратная
  3. линейная
  4. кольцевая

Задание 4.
В чем идея стихотворения «Мы теперь уходим понемногу…»?

  1. Нужно наслаждаться каждым моментом жизни и ценить его.
  2. В жизни нужно успеть попробовать все.
  3. Мы все скоро умрем, поэтому остается только грустить и сожалеть о своей жизни.
  4. Если человек не думает о жизни и смерти, ему живется легче.

Ответы: 1. — 3; 2. — 1; 3. — 4; 4. — 1.

Понравилась статья? Оцени:
Читайте также:

Читать статьи — хорошо, а готовиться к экзаменам
в самой крупной онлайн-школе — еще эффективнее.

50 000
Количество
учеников
1510
Количество
стобальников
>15000
Сдали на 90+
баллов