Основы систематики. Классификация животных

3.5.2022

• Зачем биологи разных стран до сих пор говорят на латинском языке?
  • Почему в современной систематике киты считаются копытными?

Первые учёные-биологи столкнулись с проблемой: в разных народах и на разных территориях люди могли называть один и тот же организм по-разному. Например, полынь по-другому именуют укропным деревом, божьим деревом. Расставить организмы “в правильном порядке” помогла новая наука – систематика. Давайте разберемся, как же создавалась современная система органического мира.

Вклад К. Линнея и Ж.Б. Ламарка в развитие систематики

Первой удачной попыткой написания такой системы стали труды Карла Линнея.

Карл Линней – шведский ботаник, зоолог и минералог.

Чем он отличился:

• описал 1200 родов и 8000 видов живых организмов;
  • ввёл в научный обиход основные систематические категории (род, отряд, вид);
  • предложил систему классификации животных и растений;
  • дал определение виду как элементарному таксону;
  • создал бинарную номенклатуру.

Бинарная номенклатура

По бинарной номенклатуре научное название каждого вида состоит из двух слов: родового существительного и видового прилагательного.

Пример: в словосочетании Ромашка обыкновенная слово “ромашка” – название рода растения, а “обыкновенная” – видовой эпитет.

Зачем биологи разных стран до сих пор говорят на латинском языке?

Вспомним, как сильно искажаются при переводе на родной язык названия наших любимых фильмов. Так, например, знаменитое кино «Die Hard» (в дословном переводе «Умри, сражаясь») почему-то на русских афишах называется «Крепкий орешек»…

Но фильмы фильмами, а наука должна быть точной. Биологам нужно предельно ясно понимать, о каком организме говорит их иностранный коллега.

Поэтому бинарная номенклатура получила широкое распространение в биологии и используется учёными по сей день. Главное преимущество таких названий в том, что в любом уголке света вид будет называться на латыни одинаково. Так биологи точно никогда не запутаются в названиях.

Недостатки систематики К. Линнея

• При классификации использовались 1-2 признака.
  • У учёного было слишком мало информации.
  • Родственные организмы могли оказаться в разных таксономических группах, а неродственные – в одной.

Например, класс Амфибии по К. Линнею включал пресмыкающихся и земноводных, а класс Черви состоял из представителей простейших, губок, кишечнополостных, червей, моллюсков и иглокожих.

Тем не менее учёный внёс огромный вклад в развитие кладистики, что способствовало совершенствованию биологии в целом.

Подробнее о термине «кладистика» и систематических категориях вы можете прочитать в статье «Классификация растений в ЕГЭ».

Есть ещё один учёный, который немало сделал для развития систематики. Давайте познакомимся с ним.

Жан Батист Ламарк – французский учёный-естествоиспытатель.

Что сделал Ламарк:

• впервые выдвинул гипотезу о том, что виды не просто существуют в природе, но и изменяются со временем;
  • считал, что все существующие организмы произошли от примитивных форм.

Такие идеи позволили Ж.Б. Ламарку создать новую усложнённую и более верную систему органического мира, в основе которой лежали родственные связи живых организмов и принцип градации.

Принцип градации: от наиболее примитивных форм жизнь развивается к сложным дифференцированным организмам.

Систематические критерии

В природе существуют виды, которые очень сильно похожи друг на друга. Посмотрите на этих жуков-усачей – они прямо копии друг друга! Но тем не менее, они не могут свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство…

Так как учёные определяют, к какому таксону отнести конкретный организм?

Для этого были выведены определенные критерии – признаки, которые характерны только для представителей конкретного таксона.

Современная систематика органического мира базируется на следующих признаках:

1. Морфологические особенности

Внешнее строение организмов играет ключевую роль в соотнесении живых организмов к определенным таксонам, потому что морфологические сходства можно просто обнаружить невооруженным глазом.

1. Внутреннее строение

Однако, как мы уже выяснили, внешнее сходство может быть обманчивым.

Многие виды мимикрируют под более защищенных особей, при этом относятся к разным родам, а иногда даже классам. Например, муха-журчалка по внешнему строению схожа с осой, однако это представители разных отрядов насекомых. Но “прикид” осы помогает ей избегать лишних конфликтов с окружающими. Эта хитрость в биологии называется мимикрией.

Мимикрия – приспособительная окраска, похожесть менее защищенного вида на более приспособленный.

Внешнее сходство организмов, проживающих в одной среде обитания, также усложняет использование морфологического критерия в систематике. Червяга – безногое пресмыкающееся – на первый взгляд очень похоже на змею, однако они относятся к разным отрядам. Кит напоминает рыбу, но относится к классу Млекопитающие. Оба, и червяга, и кит, используют чит под названием “конвергенция”.

Конвергенция – формирование схожих признаков у разных групп организмов.

Именно поэтому учёные при описании видов и их таксономии также рассматривают внутреннее строение. Так, у кита можно заметить наличие тазового пояса, характерного для млекопитающих.

Внутреннее строение кита

1. Экологические особенности

К экологическим особенностям относятся способ питания, среда обитания, образ жизни. Однако представители разных видов могут питаться одним и тем же и обитать на одной территории, поэтому опираться на этот критерий нельзя.

1. Внутреннее строение клетки

Одним из главных критериев выделения таксонов является внутреннее строение клетки и особенности строения органоидов. Так, например, мы можем отличить растительную клетку от животной.

Растительная клетка

1. Генетические данные

Этот критерий вида считается наиболее точным, ведь у каждого вида есть свой индивидуальный кариотип!

Кариотип – присущий определенному виду набор признаков хромосом (их форма, размер и количество).

Кариотип человека

Почему киты считаются парнокопытными?

Долгое время ученые гадали, откуда взялись китообразные. Понятно, что они относятся к млекопитающим и являются вторичноводными животными, но вот загадка – от кого они произошли?

Именно новые молекулярно-генетические данные свидетельствуют о том, что китообразные — близкие родственники парнокопытных, в частности гиппопотамов. Да-да, получается, кит – это нечто вроде “морской коровы”.

Вторичноводные животные – живущие в воде организмы, которые имеют наземного предка.

Важно запомнить!

Только с помощью комплекса всех перечисленных признаков можно установить возникновение нового вида или отнести его к какому-то таксону.

Классификация и систематика животных

Для того, чтобы правильно указать систематическое положение какого-либо животного, необходимо последовательно назвать следующие таксоны: Царство → Подцарство → Тип → Класс → Отряд → Семейство → Род → Вид.

Например, мы хотим расписать систематическое положение Ночницы усатой. Оно будет выглядеть примерно так:

• Царство Животные,
  • Подцарство Многоклеточные,
  • Тип Хордовые,
  • Класс Млекопитающие,
  • Отряд Рукокрылые,
  • Семейство Гладконосые летучие мыши,
  • Род Ночница,
  • Вид Ночница усатая.
Важно знать!

Систематические категории Тип и Отряд встречаются только в систематике животных. У растений им соответствуют Отдел и Порядок.

• Систематика (кладистика) изучает филогению и соподчинённость таксонов в биологии.
  • Филогения – историческое развитие видов.
  • Таксон – систематическая категория.
  • Карл Линней  ввёл в научный обиход основные систематические категории (род, отряд, вид), предложил систему классификации животных и растений, дал определение виду как элементарному таксону, создал бинарную номенклатуру.
  • Жан Батист Ламарк впервые выдвинул гипотезу о том, что виды не просто существуют в природе, но и изменяются со временем.
  • Современная систематика органического мира базируется на следующих признаках: морфологические и анатомические особенности, экология вида, его кариотип.

Какой учёный ввёл бинарную номенклатуру?

1. К. Линней
  2. Ж. Б. Ламарк
  3. Ч. Дарвин
  4. Т. Шванн

Кому принадлежит гипотеза о том, что виды не только существуют в природе, но и развиваются?

1. К. Линней
  2. Ж. Б. Ламарк
  3. Ч. Дарвин
  4. Т. Шванн

Синоним термина «систематика» -…

1. морфология
  2. анатомия
  3. кладистика
  4. филогения

Наиболее современный критерий открытия нового вида:

1. морфологический
  2. экологический
  3. анатомический
  4. генетический

Ответы: 1 – 1; 2 – 2; 3 – 3; 4 – 4.