ЕГЭ

Культура России в XV, XVI и XVII веках

29.3.2024
527

Из этой статьи ты узнаешь:

  • Какие ереси существовали на Руси.
  • Как царь-пушка помогла избавиться от Лжедмитрия I.
  • Барокко — один стиль, но почему он выглядит так по-разному? 

В этой статье мы рассмотрим архитектуру, литературу и живопись в эпоху позднего Средневековья в России, а также проследим за процессом освобождения культуры от религиозного влияния. 

В конце не пропусти тест для самопроверки.

Культура в XV–XVI веков

К концу XV века Москва стала центром Руси, а о зависимости от монголо-татарского ига можно было забыть. В это время русская культура начала меняться:

  • Элементы культуры стали подчёркивать государственную мощь,
  • Княжества в России сближались не только политически, но и культурно.

Однако культура, как и в прежние времена, сильно подвержена влиянию церкви.

В конце XV — начале XVI веков на Руси появились первые ереси — отклонения от господствующего религиозного учения, которые не сочетались с общепринятым верованием. 

Какие ереси существовали на Руси?

— Стригольничество — первая русская ересь, которая критиковала недостойное поведение духовенства.
— Ересь Федора Курицына, которая отрицала необходимость существования монашества.
— Ересь жидовствующих, которая опиралась на Ветхий Завет, а также сочетала в себе постулаты иудаизма и православия. 

Литература получает огромный толчок к развитию — во многом благодаря началу книгопечатания. Первая напечатанная книга, «Апостол», была создана в 1564 г. Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем.

Самые важные из созданных в то время книг:

КнигаПериод и авторствоСодержание
«Книга степенная царского родословия»Середина XVI в.Описание жизни князей от Владимира Святославича до Ивана Грозного
«Благохотящим царем правительница и землемерие»Середина XVI в., Ермолай-ЕразмПервое экономическое литературное произведение
Переписка Ивана Грозного с Курбским1564–1579 гг.Полемическая переписка
«Сказание о Магмете Салтане»1547 г., ПересветовОписание идеала сильного и грозного правителя
«Домострой»Середина XVI в., СильвестрСборник правил, советов и наставлений 
«Четьи Минеи»1530—1541 гг., Митрополит МакарийКнига о житиях святых по порядку месяцев и дней
«История о великом князе Московском»Третья четверть XVI в., А. КурбскийО взглядах Курбского на государственно-политические институты России

Благодаря усилению государства и накоплению ресурсов активно развивалась и архитектура.

При Иване III были построены: 

  • Успенский собор в Москве (итальянский архитектор Аристотель Фиораванти). До 1917 года он являлся главным храмом России — именно в нём монархи венчались на царство.
  • Благовещенский собор Московского Кремля (псковские мастеры). Он был домовой церковью правителей: сюда они приходили молиться и просто проводить время. 
  • Грановитая палата Московского Кремля (Марко и Пётр Фрязин). Старейшее гражданское (не религиозное) здание Москвы. В нём принимали иностранных послов.
  • Церковь Вознесения в Коломенском. Один из первых храмов в шатровом стиле. По легенде, церковь возвели в честь рождения Ивана Грозного.

При Василии III были возведены другие сооружения Московского Кремля:

  • Архангельский собор (архитектор Алевиз Новый). Здесь хоронили московских правителей от Ивана Калиты до Петра II.
  • Колокольня Ивана Великого (архитектор Бон Фрязин). Была самым высоким зданием в Москве. 

Храм Покрова на Рву (Собор Василия Блаженного) был построен уже при правлении Ивана Грозного — в честь взятия Казани. Изначально он назывался Троицким храмом. По легенде, архитекторов — Барму и Постника — ослепили после окончания работы, чтобы они не смогли построить подобное здание ещё раз. 

Развивается также и скульптура. В 1586 году была отлита знаменитая царь-пушка Чохова.

Как царь-пушка помогла избавиться от Лжедмитрия I? 

Согласно легенде, тело самозванца было сожжено, а после его прах был смешан с порохом и заряжен в пушку. Выстрел из пушки направили в сторону польской границы — туда, откуда Лжедмитрий I и прибыл в Россию. 

В изобразительном искусстве по-прежнему господствует иконопись. Наиболее яркими представителями этого периода являются Дионисий и его ученик Феодосий:

  • Дионисий знаменит своей «Богоматерью Одигитрия», а также росписью стен Ферапонтова монастыря и созданием фресок Успенского собора Московского Кремля.
  • Феодосий же занимался росписью Благовещенского собора изображениями византийских и русских правителей, а также созданием «Жития преподобного Сергия Радонежского».

Подготовиться к экзамену по истории (и по всем остальным предметам) поможет курс от Умскул «Флеш Финал». На нём мы так же подробно разбираем все темы за короткий срок прямо перед сдачей, чтобы точно ничего не упустить в заданиях. А сейчас 4 предмета отдаём по цене 1. Ждём тебя — подробности по ссылке.

Культура России в XVII веке

Начинается процесс обмирщения культуры — постепенного освобождения от религиозного влияния. Именно в это время в культуре России отражается преимущественно светская тематика.

Какие ещё были особенности культуры в этот период?

Литература продолжала развиваться, появлялись новые жанры и произведения. Главные литературные памятники этого исторического времени:

  • Рассказы об Иване Сусанине — костромском крестьянине, который «спас» Михаила Романова.
  • Сказание Авраамия Палицына про Смутное время.
  • Житие протопопа Аввакума, написанное им самим. Первая автобиография в истории России и одна из важнейших книг для старообрядцев.
  • «Повесть об Азовском осадном сидении». Произведение о взятии и удержании Азова казаками.
  • «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче» — сатира.
  • «Повесть о Горе-Злочастии» — столкновение старого и нового.
  • Стихи Симеона Полоцкого. 

Для работы в государственных органах были необходимы образованные люди — поэтому активно развивалось образование.

  • При Борисе Годунове боярских детей отправляли на учебу за границу. В это же время могло открыться первое высшее учебное заведение, но помешала церковь. 
  • Были созданы «Букварь» Бурцева (1634 год) и «Грамматика» Смотрицкого (1648 год).
  • Появилась таблица умножения или, как она тогда называлась, «Считание удобное».
  • В 1621 году была выпущена первая газета для царя — «Куранты».
  • В 1687 году в России открылся первый вуз — Славяно-греко-латинская академия (братья Лихуды).
  • 1672 год появился придворный театр (Артамон Матвеев).

В архитектуре тем временем появляется новый стиль.

Русское (московское) узорочье — архитектурный стиль, сформировавшийся на территории России, характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта.

Эталоном этого стиля является Церковь Троицы в Никитниках (Москва). Как и Церковь Рождества Богородицы в Путинках (Москва), она была построена в первой половине в шатровом стиле, но украшена в стиле русского узорочья.

Ещё несколько примеров архитектуры этого периода.

ЗданиеИстория
Новоиерусалимский монастырь в ПодмосковьеБыл основан в 1656 году патриархом Никоном по примеру иерусалимского храма. В настоящее время реконструирован после разрушений Великой Отечественной войны.
Церковь Ильи Пророка в ЯрославлеПо легенде была заложена еще при Ярославе Мудром. Современный храм был построен в 1647—1650 гг. на месте деревянных храмов.
Царский дворец в КоломенскомБыл своеобразной резиденцией Алексея Михайловича. Он построен из дерева, но позже был разобран, а в настоящее время реконструирован.
Теремной дворец в КремлеБыл построен в 1630-е годы на основе старого дворца, к которому впоследствии много что пристраивалось. Авторы проекта — Огурцов, Константинов и Шарутин. 
Башни Московского КремляРаньше у них было только основание, а теперь сверху появился своеобразный шатер с причудливыми украшениями.

На культуру России сильно влияла европейская архитектура. Следствием этого влияния стало широкое распространение стиля барокко.

Барокко — архитектурный стиль, характеризующийся причудливыми формами, обилием декора и деталей, большим количеством лепнины, росписей, скульптур, колонн.

Барокко — один сильно, но почему он выглядит так по-разному?

В рассматриваемый период в культуре России существовало три крупных школы барокко: Голицынское барокко — полный отказ от исконно русских мотивов в архитектуре в сторону западноевропейского барокко. Строгановское барокко — сохранение традиционного пятиглавого силуэта храма, но при этом достаточно помпезный и яркий декор построек. Нарышкинское барокко — смешение абсолютно разных течений и тенденций: от традиционных мотивов древнерусского зодчества до европейского барокко и элементов готики. 

Лучше всего голицынский стиль прослеживается в следующих двух церквях.

Строгановскому стилю соответствуют: 

  • Введенский собор в Сольвычегодске (слева), 
  • Смоленская церковь в селе Гордеевка (по центру), 
  • Рождественская церковь в Нижнем Новгороде (справа).

Нарышкинское барокко было наиболее распространенным стилем в XVII–XVIII веках в России.

Например, в церкви Покрова в Филях (Москва), которая была построена в 1690-е годы, можно заметить обилие деталей, многоярусность, четкость и симметричность. 

Другой пример нарышкинского барокко — Троицкая церковь (Троице-Лыково, Москва).

Церковь Успения Богородицы на Покровке в Москве была построена Петром Потаповым. Её рандиозностью восхищались Растрелли, Баженов и даже Наполеон. Но в 1936 году она была снесена.

Церковь Бориса и Глеба в Зюзино похожа на Церковь Покрова в Филях, однако она не такая большая и расписная.

Сухарева башня в Москве была построена в 1690-е годы по приказу Петра I (архитектор Чоглоков). При Петре здесь располагалась Навигацкая школа. В 1934 году башня была снесена.

Живопись этого периода также освобождалась от церковного влияния.

Парсуна — вид ранней портретной живописи, развивавшийся в XVII – начале XVIII вв. и представлявший собой переходный жанр от иконописи к портретной живописи.

Распространение парсун сдерживалось указом 1669 года, который обязывал живописцев придерживаться иконописных норм. Это замедлило развитие направления, но не остановило его.

Развивались различные школы живописи. Наиболее известные из них:

Годуновская школаХарактеризовалась возвращением к Дионисиевским традициям, темными тонами и поиском новых идей
Строгановская школаСодержала элементы пейзажа в иконах и мелкие детали.

Ярким представителем русской иконописи был Симон Ушаков. Ему принадлежат следующие работы:

  • Роспись церкви Троицы в Никитниках,
  • Спас Нерукотворный,
  • Насаждения древа государства Российского.

Термины

Сатира — литературный стиль, получивший распространение в России в XVII веке, обнажавший пороки общества и государственного строя в комической манере.

Шатровый стиль — архитектурный стиль, зародившийся и распространившийся в России в XVI веке. Храмы в шатровом стиле не имели внутри несущих столбов, а весь вес здания держался на фундаменте.

Фактчек

  • В культуре начинается процесс обмирщения, благодаря которому появляются новые жанры: в литературе — сатира, в живописи — парсуна, а в архитектуре помимо — строительство зданий гражданского предназначения.
  • Активно развивалась литература — во многом за счет появления книгопечатания.
  • В этот период строятся знаменитые соборы Московского Кремля, а также появляется новый архитектурный стиль — шатровый стиль.
  • Живопись представлена творениями Дионисия и Феодосия.

Проверь себя

Задание 1.
Выберите варианты ответа, в которых прописаны названия сооружений, построенные при Иване III:

  1. Успенский собор
  2. Грановитая палата
  3. Благовещенский собор
  4. Архангельский собор

Задание 2.
В каком стиле построена церковь, изображенная на картинке?

  1. Русское узорочье
  2. Нарышкинское барокко
  3. Елизаветинское барокко
  4. Голицынское барокко

Задание 3.
По каким причинам происходило активное развитие образования?

  1. Необходимость восстановления государства после опустошительного Смутного времени.
  2. Необходимость создания прослойки людей, способных и достаточно образованных для управления государством.
  3. Стремление идти в одну ногу с европейскими государствами и желание подражать Европе в рамках начавшегося процесса европеизации.
  4. Необходимость повышения грамотности крестьянского населения для более активного и понятного сбора налогов.

Задание 4.
Какая школа иконописи характеризовалась темными тонами, поиском новых идей и возвращением к дионисиевским традициям?

  1. Голицынская
  2. Нарышкинская
  3. Годуновская
  4. Строгановская

Ответы: 1. — 1, 2, 3; 2. — 1; 3. — 2, 3; 4. — 3.

Понравилась статья? Оцени:
Читай по теме:

Добавь 20+ баллов к текущему результату на ЕГЭ и ОГЭ — и поступай куда хочется, а не куда возьмут

200 000
учеников
34 000
сдали ЕГЭ на 90+ баллов
2 367
стобалльников